Словарь антрополога

Аллели

(греч. all?l?n взаимно) - одно из альтернативных (двух или более) состояний гена, каждое из которых характеризуется уникальной последовательностью нуклеотидов. Аллели гена находятся в локусах (гомологичных участках) гомологичных (парных) хромосом и определяют направление развития одного и того же признака.

Термин введен датским ученым В. Иогансеном (1909) вместо предложенного английским генетиком У. Бэтсоном (1902) слова аллеломорфы. Каждый ген может находиться по крайней мере в двух аллельных состояниях (определяемых его структурой), одно из которых обычно обеспечивает максимальное развитие признака (доминантная аллель), другое приводит к частичной или полной утрате его проявления или к изменению в его проявлении (рецессивная аллель). Например, у человека ген, контролирующий цвет глаз, присутствует у кареглазых в виде доминантной аллели (одной или пары), у голубоглазых - в виде только рецессивных аллелей. Гены, относящиеся к одной аллельной группе, обозначают одной буквой: прописной для доминантной, строчной - для рецессивной (например, В и b). В каждой из гомологичных хромосом может располагаться лишь одна аллель данного гена. Т.к. у человекам организмов имеются по две хромосомы каждого типа (гомологичные хромосомы), то в клетках тела этих организмов присутствуют по две аллели каждого гена. При образовании половых клеток в каждую попадает лишь одна аллель вместе с одной из хромосом. При оплодотворении - слиянии половых клеток - парность хромосом, а следовательно, и аллелей восстанавливается. Доминантные и рецессивные аллели могут присутствовать в состоянии гомозиготности (ВВ или bb) или гетерозиготности (Bb). Если ген встречается в нескольких (более двух) различных состояниях, то он образует серию множественных аллелей.

О современной египетской археологии. Санкт-Петербург, 1 июня

Головной мозг человека содержит около 1011 нейронов. В нервной система брюхоногого моллюска аплизии 105-106 нейронов. Нервная система паразитического червя аскариды содержит всего 162 нейрона.

Источник: Б.Ф. Сергеев. Ступени эволюции интеллекта. Ленинград, "Наука",1986 г., с. 115-116.