Словарь антрополога

Аллели

(греч. allēlōn взаимно) - одно из альтернативных (двух или более) состояний гена, каждое из которых характеризуется уникальной последовательностью нуклеотидов. Аллели гена находятся в локусах (гомологичных участках) гомологичных (парных) хромосом и определяют направление развития одного и того же признака.

Термин введен датским ученым В. Иогансеном (1909) вместо предложенного английским генетиком У. Бэтсоном (1902) слова аллеломорфы. Каждый ген может находиться по крайней мере в двух аллельных состояниях (определяемых его структурой), одно из которых обычно обеспечивает максимальное развитие признака (доминантная аллель), другое приводит к частичной или полной утрате его проявления или к изменению в его проявлении (рецессивная аллель). Например, у человека ген, контролирующий цвет глаз, присутствует у кареглазых в виде доминантной аллели (одной или пары), у голубоглазых - в виде только рецессивных аллелей. Гены, относящиеся к одной аллельной группе, обозначают одной буквой: прописной для доминантной, строчной - для рецессивной (например, В и b). В каждой из гомологичных хромосом может располагаться лишь одна аллель данного гена. Т.к. у человекам организмов имеются по две хромосомы каждого типа (гомологичные хромосомы), то в клетках тела этих организмов присутствуют по две аллели каждого гена. При образовании половых клеток в каждую попадает лишь одна аллель вместе с одной из хромосом. При оплодотворении - слиянии половых клеток - парность хромосом, а следовательно, и аллелей восстанавливается. Доминантные и рецессивные аллели могут присутствовать в состоянии гомозиготности (ВВ или bb) или гетерозиготности (Bb). Если ген встречается в нескольких (более двух) различных состояниях, то он образует серию множественных аллелей.

5 марта 1616 года Рим официально определяет гелиоцентризм как опасную ересь:

"Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира - мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию.
Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения."

Источник: Предтеченский Е. А. Галилео Галилей. Его жизнь и научная деятельность.