Достающее
звено

Что изучает антропогенез?

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Антропогенез – раздел антропологии, изучающий происхождение человека.

Иначе, антропогенез – раздел антропологии, изучающий изменчивость человека во времени.

Часто как синоним используют термин палеоантропология, но у него есть и другое – более узкое – значение, поскольку под палеоантропологией иногда понимается область науки, изучающая древних людей современного вида или даже только исторических эпох.

Часто антропологию в целом и антропогенез в частности путают с археологией. Однако, археология занимается совершенно другими вещами. Антропология – биологическая наука, изучает тело человека, его строение, функции, изменчивость. Археология – социальная наука, изучает вещи, общественные отношения, социальное устройство.

Археологи зачастую имеют весьма туманное представление о внешнем облике тех, кто изготовлял и использовал находимые археологами орудия труда. А существа, ещё не умевшие изготовлять орудия труда, археологов обычно вообще не интересуют.

С другой стороны, антропологи сплошь и рядом крайне плохо разбираются в особенностях материальной культуры предков.

В идеале, антропология и археология должны дополнять друг друга. В некоторых случаях их даже трудно различить; например, обычай деформации головы – равноценно антропологическая и археологическая тема. На практике, к сожалению, часто антропологи и археологи говорят на разных языках.

Дальше: Методы антропологии
Назад: Сила доказательств: научные концепции антропогенеза

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?