Достающее
звено

Палеоантропы (неандертальцы и синхронные им)

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Гоминин времени примерно от 130 до 35 тысяч лет назад относят к палеоантропам или "архаическим сапиенсам". Систематически их определяют как неандертальцев (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis), африканские формы этого этапа часто выделяют в самостоятельный вид Homo helmei или относят уже к современному виду Homo sapiens. Иногда вид Homo heidelbergensis тоже относят к палеоантропам.

Homo neanderthalensis
					Фото: Tom McHugh—The Field Museum, Chicago/Photo Researchers
					Источник: http://www.britannica.com/
Homo neanderthalensis
Фото: Tom McHugh—The Field Museum, Chicago/Photo Researchers
Источник: http://www.britannica.com/

Биологическая эволюция гоминин продолжалась в направлении уменьшения массивности черепа и увеличения объёма и усложнения строения мозга. Существенно, что объём мозга рос быстрее, чем развивалась структура и менялась форма. У некоторых представителей палеоантропов размеры мозга достигали современных значений, в целом размах объёма мозга достигал у них 1000-1700 см3.

Внешне палеоантропы сильно различались. Европейские и западноазиатские неандертальцы имели огромное надбровье и высокое лицо, широкий нос, тяжёлую нижнюю челюсть со скошенным подбородком, покатый лоб. Затылок многих палеоантропов сильно выступал назад. Впрочем, все эти признаки были выражены не так значительно, как у архантропов. Неандертальцы имели ряд специфических черт, например, очень сильно выступающее вперёд широкое лицо со скошенными скулами. Многие признаки европейских неандертальцев могли возникнуть под влиянием тяжелейших условий ледникового периода около 70-60 тысяч лет назад. Телосложение неандертальцев было очень коренастым, ноги сравнительно короткими, грудь бочкообразной формы, плечи очень широкими. Поражает ширина кисти и стопы неандертальцев. Очевидно, это были очень сильные люди, привыкшие к огромным физическим нагрузкам. Такие специализированные формы неандертальцев часто называются "классическими", поскольку именно их скелеты были первыми найденными и описанными палеоантропологическими находками.

Интересные аналогии морфотипу европейских неандертальцев можно найти среди современных арктических народов – чукчей и эскимосов. Широкие плечи, бочкообразная грудь, коренастое телосложение являются приспособлениями к арктическому климату. Однако у неандертальцев биологическая специализация к холоду зашла намного дальше, чем у современных арктических популяций человека. Отличия неандертальцев от современных людей были весьма существенны. Они тем более значительны, что на протяжении не менее 5 тысяч лет неандертальцы сосуществовали в Европе с людьми современного вида.

Дальше: Культура палеоантропов