English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Доплывали ли полинезийцы до Южной Америки?

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Отдельный вопрос, насколько далеко могли заплывать полинезийцы в своих странствиях. Не исключено, что отдельные лодки могли достигать антарктических широт – до появления плавучих льдов, что следует из некоторых устных преданий раротонганцев, в коих упоминаются "белые скалы" (Те Ранги Хироа, 1959). На востоке полинезийцы вполне могли достичь Америки. Свидетельств тому крайне мало и все они не слишком достоверны, но всё же таковые имеются. 

Статуи моаи на острове Пасхи
						Источник: http://www.worldtopjourneys.com/
						2011/12/rapa-nui-tour.html
Статуи моаи на острове Пасхи
Источник: http://www.worldtopjourneys.com/
2011/12/rapa-nui-tour.html

В частности, сообщалось, что в Перу из двух древних могилах якобы были подняты две палицы пату океанийского происхождения; достоверность этой информации сомнительна (Гуляев, 1991, с.159). На побережье Перу найдены обсидиановые наконечники, похожие на наконечники с острова Пасхи, но не исключено, что они были привезены как сувениры в позднейшее время.

Наиболее известным следом возможных связей океанийцев и индейцев являются каменные тёсла, очень схожие по форме в Полинезии, Чили и Аргентине.

В Южной Америке они используются во время ритуалов и называются токи, на Маркизских островах – тоже токи, на Таити – то-и, на Гавайях – ко-и (Гуляев, 1991). Объединяет Южную Америку и Полинезию батат, появившийся там до европейцев и называемый в обеих областях "кумара" (Hather et Kirch, 1991; Yen, 1974). В местонахождении Эль Ареналь 1 в Чили были раскопаны кости пяти кур. Слой, их содержащий, датирован 1321-1407 гг.н.э., а ДНК из одной кости указывает на полинезийское происхождение птиц (Storey et al., 2007). Впрочем, последующие изыскания в области куриных ДНК-генеалогий не подтвердили "полинезийской версии", а прямо отождествили всех чилийских кур с европейскими (Gongora et al., 2008); однако, абсолютные датировки опровергнуты не были.

По этнографическим и лингвистическим данным предполагаются древние контакты полинезийцев и калифонийских индейцев. По крайней мере, рыболовные крючки из раковин (Lang, 1877) и типы лодок у племени чумаш уникальны для Америки и одновременно необычайно похожи на гавайские (Kroeber, 1939; Olson, 1930), а многие термины из области каноэстроения в языке чумаш совпадают по звучанию и смыслу с полинезийскими (Klar et Jones, 2005). В своё время эти совпадения были раскритикованы (Heizer, 1941), но новые исследования подтвердили их реальность (Klar et Jones, 2005).

Связи рапануйцев с южноамериканскими индейцами предполагались Т. Хейердалом и его последователями. Они обосновывались сходством имён легендарного инкского путешественника на бальсовых плотах Тупака Инки Юпанки и столь же легендарного – уже со стороны рапануйцев – "пришельца с востока" по имени Тупа, наличии южноамериканских бутылочной тыквы и бататов на острове Пасхи, а также иных параллелей (например: Хейердал, 1957; Green, 2000; Heyerdahl, 1952; Martinsson-Wallin et Crockford, 2001; Yen, 1974). Наиболее достоверные данные были получены в ходе анализа микроокаменелостей со дна озера Рано Рараку (Dumont et al., 1998). В слое, датированном 1300-1450 гг.н.э. – до открытия острова европейцами – зафиксировано появление южноамериканских растений, в том числе тростника тоторы (бальсовые плоты инков имели навес из такого тростника) и гречишника тавари, а также диатомовых водорослей и губок. Поскольку все определённые виды пресноводны, а южноамериканских птиц или зверей, которые потенциально могли бы перенести семена растений через океан, на острове никогда не было, есть некая вероятность, что интродуценты были привнесены примерно в середине XIV века индейцами. Важно, что такое внедрение американских видов совершилось лишь один раз и сразу целым комплексом, что снижает вероятность случайного переноса ветром или птицами.

Интригует тот факт, что предполагаемое посещение острова индейцами совпадает с окончанием производства статуй моаи.

Существенно, что в слоях с датировкой позже 1680 г.н.э. появляются субантарктические виды диатомей, которые с наибольшей вероятностью были принесены сюда на первых европейских кораблях (Dumont et al., 1998). Поскольку датировки субантарктических водорослей более-менее совпадают с историческими данными об открытии острова, можно с большим доверием относиться и к датировкам появления южноамериканских видов. 

Достаточно многочисленные анализы ДНК рапануйцев показали их несомненную полинезийскую основу (Gonzalez-Perez et al., 2006; Hurles et al., 2002, 2003, 2006; Lum et Cann., 2000). Только "полинезийские" мтДНК были выделены из ископаемых костей рапануйцев (Hagelberg et al., 1994). Однако, в генетическом наследии современных островитян обнаружены следы европейцев (что характерно, "баскского типа", что недвусмысленно указывает на испанцев) и индейцев, примешавшиеся как в XIX (Gonzalez-Perez et al., 2006; Hurles et al., 2003), так и ещё до XIX века (Lie et al., 2006). Поскольку "индейские" последовательности встречены у нескольких не родственных рапануйцев и к тому же несколько отличаются от собственно американских, нельзя исключить, что смешение с индейцами произошло до открытия острова европейцами. Впрочем, такие же генетические последовательности изредка встречаются у китайцев и найдены также у островитян Ниуэ (Abbott et al., 2006), так что возникнуть они могли ещё в Азии, а оттуда независимо попасть и в Америку, и в Полинезию. Есть и иные возможности: например, "индейские гены" вполне могли приплыть с матросом-индейцем на одном из ранних кораблей, посещавших остров. В итоге, вероятность доколумбовых генетических контактов рапануйцев и индейцев довольно мала, хотя не может быть полностью исключена (Lie et al., 2006).

Таким образом, вполне вероятно, что некие полинезийцы достигали берегов Нового Света, либо же индейцы доплывали до острова Пасхи, однако взаимное влияние культур было минимальным и практически никак не сказалось на судьбах народов, а антропологических следов таких контактов практически не имеется.

Сложность этно- и расогенеза в Океании привела к тому, что некоторые исследователи предлагают вообще забыть термины "папуасы", "австронезийцы", "Меланезия", "Полинезия" и "Микронезия", аргументируя такой отказ якобы неопределённостью этих слов, сложившихся, по их мнению, исключительно в силу исторических обстоятельств, но не отражающих реальность (Terrell et al., 2001). Впрочем, взамен не предлагается ничего конструктивного, а с антропологической точки зрения подобная позиция выглядит наивно (например: Pietrusewsky, 2001).

Дальше: Быстро или медленно заселялась Полинезия?
Назад: Каким путем заселялась Полинезия?

Интересно

Так говорил индейский мастер по приготовлению ядов: "Я знаю, белые владеют искус­ством изготовления мыла и черного пороха, производя­щего шум и распугивающего дичь при выстреле. Кураре, искусство приготовления которого у нас передается от отца к сыну, лучше чем все, что вы там у себя за океаном умеете делать. Это всего лишь сок растения, убивающий совершенно бесшумно (неизвестно даже, откуда раз­дается выстрел)!"

Catalog gominid Antropogenez.RU