Достающее
звено

Специально для портала Antropogenez.RU

Авторский проект Станислава Дробышевского

После окончательного отделения от австралопитековых гоминины ещё долго внешне заметно отличались от современных людей, биологическая эволюция с появлением рода людей отнюдь не прекратилась. Особенно быстро развивался головной мозг. Вслед за ним изменялась и форма черепа. Остальной скелет эволюционировал значительно медленнее, в основном потому, что комплексы прямохождения и трудовой кисти сложились уже гораздо раньше.
Гоминин времени примерно от 130 до 35 тысяч лет назад относят к палеоантропам или "архаическим сапиенсам". Систематически их определяют как неандертальцев (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis), африканские формы этого этапа часто выделяют в самостоятельный вид Homo helmei или относят уже к современному виду Homo sapiens. Иногда вид Homo heidelbergensis тоже относят к палеоантропам.
Соответственно усложнению строения головного мозга, усложнялось и поведение людей. Люди усовершенствовали ашельскую технику обработки камня, и приблизительно с 200 тысяч лет назад появилась мустьерская техника – более совершенная и экономная.
Были ли они нашими предками? Сейчас нет однозначного ответа на вопрос о судьбе неандертальцев, на этот вопрос учёные отвечают по-разному. Существует три основные версии.
Некоторые синхронные европейским неандертальцам популяции Африки и Ближнего Востока были значительно больше похожи на современного человека. Многие исследователи даже относят их к современному виду. У людей из Херто в Эфиопии, Клазиес Ривер в Южной Африке, из пещер Схул и Джебел Кафзех в Израиле и некоторых других имелся подбородочный выступ, затылок был округлый, а череп высокий.
Взгляды на происхождение современного человека – сапиентацию – с развитием науки значительно менялись. В настоящее время существуют несколько альтернативных взглядов на эту проблему. Все они строго аргументируются, но ни одна не может победить другую.
Отличались у них не только физические черты. Кроманьонцы обладали намного более совершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Они стали изготавливаться с пластин – специально подготовленных узких и длинных заготовок, что позволило выделывать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники.
Откуда же появился столь понятный нам мир, как он совмещался с совершенно иным миром неандертальцев? Многие биологические особенности древнейших верхнепалеолитических людей позволяют предположить, что они пришли в Европу из тропических областей.
Эволюция человека – сложный процесс, имеющий множество причин и проявлений. Давно классическим стало понятие "гоминиднойГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. триады", включающей три комплекса признаков, отличающих человека от прочих приматов. Один из них описывает развитый головной мозг. Разные аспекты поведения древних предков человека изучаются целым рядом наук, в их числе этология приматов, археология, палеопсихология, но материальной основой этого поведения является именно головной мозг, и именно его изучение может дать основополагающие сведения об уровне развития ископаемых гоминид.
Австралопитеки, первые двуногие существа, жившие от 7 до 1 миллиона лет назад, имели мозг, очень мало отличавшийся от мозга современных человекообразных обезьян. Как объём мозга в целом, так и строение деталей различаются у этих двух групп незначительно.

"Мало привлекательны для непосвященныхъ первые сл?ды челов?ка на земл? – эти полуистл?вшiя кости, бол?е или мен?е жалкiя каменныя, роговыя, деревянныя или металлическiя орудiя и оружiя, разбитые черепки посуды и т. д. Но эти ничтожные остатки получаютъ дивную жизнь при магическомъ прикосновенiи науки. Они слагаются, они сц?пляются въ странныя картины и мы узнаемъ въ нихъ зачатки челов?ческаго рода и его культуры".

Э.Ю. Петри, АНТРОПОЛОГIЯ, Томъ I, Основы Антропологiи. С.-Петербургъ, 1890, с.30.