Мир антропологии

Горячая десятка АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - 2012. Итоги научного года

Мы решили продолжить традицию, начатую год назад. Перед Вами – 10 научных событий, которые, по статистике  портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, вызвали в уходящем году наибольший интерес наших Читателей.

Признаём, что всё мы охватить не можем – ряд замечательных событий из мира антропологии, к сожалению, не нашел отражения на наших страницах.

И всё-таки – наш рейтинг перед Вами:

1. Орангутанская охота

Совместное поедание добычи орангутанами (мамой и дочкой).

В январе в издании International Journal of Primatology вышла статья (сопровождающаяся впечатляющим видеороликом) о трех документально зафиксированных случаях охоты орангутанов острова Суматра.

Во всех 3-х случаях охотником выступила одна и та же взрослая самка, жертвами которой стали медленные лори. Поедать добычу охотнице помогала ее дочь-подросток  (кстати, у шимпанзе охотятся в основном самцы). Охота велась следующим образом: орангутанша залезала на дерево (где находилась жертва) и сбрасывала лори вниз, а затем спускалась и добивала животное укусом в голову. Видимо, такой способ охоты позволяет орангутану избежать неприятностей, связанных с ядовитой слюной лори.

Авторы статьи предполагают, что охотиться орангутанов заставляет нехватка пищевых ресурсов (все случаи охоты пришлись на периоды фруктового дефицита).

Поскольку ранее были зафиксированы неоднократные случаи охоты шимпанзе на гверец,  мартышек и даже на детенышей павианов, то отныне горилла остается единственным крупным человекообразным, не запятнавшим себя поеданием братьев своих меньших  (мы имеем в виду приматов…)

Источник:  http://antropogenez.ru/single-news/article/167/

2. Неандертальские рисунки

Изображения «тюленей» из пещеры Нерха, Испания.

В феврале вышли две статьи, затрагивающие тему древнейшего искусства.

15 маленьких кусочков охры на палеолитической стоянке Маастрихт-Бельведер (Нидерланды) позволили предположить, что уже 250 тысяч лет назад предки неандертальцев осуществляли здесь какую-то загадочную символическую деятельность… Авторы считают, что охра использовалась в жидком виде, а найденные маленькие кусочки – это брызги, которые разлетались во время работы.

Во второй статье, вышедшей в New Scientist  10 февраля, повествовалось о 6 странных рисунках, найденных  в испанских пещерах Нерха вблизи Малаги. По мнению Хосе Луиса Санчидриана, специалиста по древнейшему искусству из Университета Кордовы (Испания), перед нами изображения тюленей…

Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43500 и 42300 годами. Это существенно древней, чем широко известные наскальные рисунки из пещеры Шове на юго-востоке Франции (30–32 тыс. л.н.), считавшиеся самыми древними в мире.

Авторы статьи прозрачно намекнули, что  если возраст рисунков подтвердится, то авторами картины «Три медведя» «Шесть тюленей» могли быть неандертальцы, которые в Испании продержались до 37 тыс. лет назад.

Стоит оговориться: речь идет о предварительном сообщении в популярном журнале. Серьезной научной публикации о неандертальских художествах  мы пока что не дождались… Может быть, в новом году?

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/173/

3. Китайские хоббиты…

Реконструкция внешности ''человека из Оленьей пещеры'' (Peter Schouten)

Март ознаменовался настоящей сенсацией: международная группа исследователей объявила об обнаружении останков доселе неизвестных науке архаичных гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., каким-то образом просуществовавших в Южном Китае чуть ли не до голоцена (датировки находок в двух местонахождениях Малудун и Лунлин - 11,5-14,3 тысячи лет назад). Загадочных существ окрестили «людьми из Оленьей пещеры».

На самом деле, находки сделаны не вчера: череп с нижней челюстью  выкопан в Лунлине еще в 1979 году, а мозговая коробка и ряд других косточек в Малдуне – в 1989 и 2008. Шум поднялся после того, как  находки были очищены, реконструированы и заново изучены с помощью специальных статистических методов. Вдруг выяснилось, что люди из Малудуна и Лунлина по ряду параметров «вылетают» за границы изменчивости современных и верхнепалеолитических сапиенсов. Заговорили про «загадочных денисовцев», без генетического следа которых наверняка не обошлось… Художник Peter Schouten поспешил воссоздать впечатляющую внешность «хоббита-оленевода».

Умерим пыл. Редакция АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ отнеслась к новому открытию с большой осторожностью. Возникло немало вопросов и к качеству реконструкции черепа («специфика» которого, кажется, искусственно усилена), и к использованным методам, и к тому, как подбирался современный материал для сравнения.

Архаичность новоявленных «хоббитов», на наш взгляд, находится под большим вопросом…

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/181/

4. Соломоновы блондины

Меланезиец-блондин (Соломоновы острова)

Майская публикация в Science: международная группа генетиков задалась целью найти конкретный ген, ответственный за светловолосость некоторых меланезийских популяций (среди темнокожих меланезийцев можно встретить даже золотоволосых людей – и многие полагали, что во всём виноваты заезжие европейцы…).

Случай меланезийских блондинов замечателен тем, что у них встречаются лишь два варианта цвета волос: чёрный и белый. Поэтому исследователи сразу предположили наличие лишь одной простой мутации в одном гене. Осталось "всего-навсего" найти её и подтвердить догадку. Для этого пришлось собрать образцы слюны и волос у 1209 островитян.

Предположение замечательно оправдалось.  Среди островитян 10% блондинов, но 26% имеют рецессивную мутацию гена синтеза белка, определяющего пигментацию волос. Результат был проверен уже на 918 меланезийцах Соломоновых островов и 941 жителе других частей планеты. "Соломонова" мутация оказалась простой, но не встречается более нигде в мире. Итак, европейские мореплаватели тут ни при чем: светловолосость в Меланезии собственная, доморощенная.  Изоляция и полиморфизм творят чудеса...

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/197/

5. Меню австралопитеков

Зубы Австралопитека седибы (MH1). Виден зубной камень…

Не обошелся год без открытий в области кулинарных пристрастий наших далеких предков. В июне в журнале Nature вышла статья, в которой рацион «юного члена семьи гоминид» - Австралопитека седибы – подвергся анализу с трех сторон: содержание в зубах стабильных изотопов углерода, микроструктура зубной эмали и состав фитолитов.

Исследователи пришли к выводу, что  A. sediba питались очень необычно.  Судя по  микроструктуре эмали,  эти австралопитеки употребляли в пищу твердые продукты, что ранее у австралопитековых не встречалось  (кроме робустуса). По данным изотопного анализа, гоминиды из Малапы поедали в основном растения лесов, подобно современным саванным шимпанзе или даже… жирафам. Разнообразие фитолитов говорит о «пестроте» рациона, в который, по крайней мере в некоторые сезоны, входила кора или древесина…

В августе серия кулинарных статей продолжилась анализом рациона южноафриканских австралопитеков, парантропов и ранних Хомо (выяснилось, в частности, что в зависимости от сезона, австралопитеки могли переходить с растительной пищи на мясную и обратно). В декабре – такому же разбору впервые подвергся самый северный грацильный австралопитек - бахр-эль-газальский.

6. Геномы гориллы и бонобо

Эффективный размер предковых популяций в период расхождения видов. B –бонобо, C – шимпанзе, H – человек.

В марте было объявлено о полной расшифровке генома западной равнинной гориллы (конкретно – самки по кличке Камилла). В июне – о секвенировании генома карликового шимпанзе бонобо.

Отметим два интересных результата:

• некоторые гены слуховой системы гориллы больше походят на человеческие, чем соответствующие гены шимпанзе. Кстати, и по морфологии уха горилла ближе к человеку, чем шимпанзе;
  • 1.6% замен нуклеотидов оказались общими у бонобо и человека, но отсутствовали у  шимпанзе, 1.7% замен объединяли шимпанзе и человека, но не были представлены у бонобо.

Это может показаться странным - естественно было бы ожидать, что генетические различия между бонобо и шимпанзе окажутся меньше, чем их отличия от человека. Для большинства  выявленных различий так оно и есть. Однако для недавно (в эволюционных масштабах) разделившихся видов характерно так называемое неполное разделение генетических линий, когда распределение аллелей предковой популяции между потомками не всегда соответствует этому правилу.

Теперь генетикам известны геномы всех крупных человекообразных обезьян. Будем ждать новых интересных результатов сравнения геномов высших приматов, включая человека.

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/218/

7. Отравленные стрелы

Находки из пещеры Бордер-Кейв

Южноафриканская пещера Бордер Кейв отличается уникальной сохранностью археологических материалов  – прежде всего, благодаря экстремально сухому климату. Люди постоянно жили здесь начиная от 200 тыс. лет назад и практически до современности.   Авторы двух статьей, опубликованных в августе на сайте журнала PNAS, проводят анализ верхних слоев последовательности Бордер Кейв, возрастом примерно от 56 до 40 тыс. л.н., которые содержат свидетельства заметных культурных изменений.

Среди любопытных находок -  два каменных фрагмента, прилипших к большому куску смолы.  Исследователи предположили, что смола использовалась для прикрепления каменных пластин к деревянной рукоятке.

Но самое удивительное - несколько костяных орудий, которые очень похожи  на наконечники стрел, используемых современными бушменами.

Надо сказать, что современные луки бушменов очень легкие, и без использования яда их стрелы малоэффективны даже при охоте на мелких животных. Вместе с тем, обитатели  Бордер Кейв явно охотились на крупных млекопитающих. По мнению авторов статьи, тут не обойтись без использования яда. Этому предположению нашлись убедительные  подтверждения:

-  деревянная  палочка с насечками, на конце которой обнаружены следы рицинолевой кислоты – опасного яда растительного происхождения. Эта палочка очень напоминает «аппликаторы», которыми бушмены Калахари наносят яд на наконечники стрел;

- кусок органического материала, обвязанного бечевкой, в составе которого присутствует сок молочая. Известно, что сок молочая используется охотниками-собирателями в качестве яда. Вероятно, такую штуку таскал с собой охотник, чтобы в нужный момент нанести на наконечник стрелы ядовитый состав.

Не исключено, что традиции нынешних бушменов восходят прямиком к началу позднего каменного века, который зародился в Южной Африке 44 тысячи лет назад.

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/225/

8. Новые запчасти Homo rudolfensis

Знаменитый череп KNM-ER 1470 с присоединенной нижней челюстью KNM-ER 60000. Реконструкция Фреда Спура.

В журнале Nature опубликовано описание трех замечательных находок, сделанных в Эфиопии (в Кооби-Фора). KNM-ER 62000 – почти полная верхняя челюсть гоминида. KNM-ER 60000 – практически целая нижняя челюсть. Наконец, KNM-ER 62003 – небольшой, но информативный кусок нижней челюсти. Возраст останков – около 1,9 млн. лет. Сравнение этих находок с наличными коллекциями показало, что наилучшим образом они вписываются в рамки вида Homo rudolfensis.

А ведь долгое время «Человек с озера Рудольф» был известен главным образом по единственному черепу KNM-ER 1470. Другие находки, относимые к данному виду, очень фрагментарны, а потому «штрихов к портрету» явно не хватало. И вот, наконец-то!

Челюсть KNM-ER 62000 замечательным образом напоминает лицо черепа KNM-ER 1470. Передняя сторона её альвеолярной дуги так же ровна, отчего дуга становится, собственно, не дугой, а буквой "П".  Нижняя челюсть KNM-ER 60000 уникальна среди челюстей "ранних Homo" своей сохранностью. Как и на верхней челюсти KNM-ER 62000, ее альвеолярная дуга – прямоугольная. Собственно, именно эта черта позволила исследователям объединить KNM-ER 60000 и KNM-ER 62000.

А научный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский обратил внимание читателей на заметное сходство  формы нижней челюсти KNM-ER 60000 с челюстью из Дманиси (Грузия) D-2600, которая была не так уж давно описана в качестве самостоятельного вида Homo georgicus. Есть над чем задуматься…

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/227/

9. И всё-таки хабилисы охотились

Олдованский чоппер (Олдувайское ущелье, Танзания). Фото предоставлено Е.В.Беляевой

21-22 сентября во французском городе Бордо прошло грандиозное мероприятие - конференция Европейского общества по изучению эволюции человека. Среди почти 200 докладов наш портал отметил один, показавшийся нам особенно примечательным.

Много лет исследователи спорят: могли ли первые люди активно гоняться за газелями и антилопами или же их хватало только на подъедание падали за хищниками?

Очередная работа археологов проливает свет на этот вопрос. Исследователи определили биологический возраст костей антилоп и газелей из Олдувайского ущелья, на которых сохранились следы зубов и каменных орудий (датировка находок – 1,84 млн. лет). Если бы возраст и газелей, и антилоп оказался одинаковым, это могло значить, что Homo habilis подбирали остатки добычи хищников. Однако, выяснилось, что картина иная. Кости мелких антилоп принадлежали только старым самцам.  Известно, что современные леопарды предпочитают мелких антилоп в расцвете сил, а не старичков. Значит, Homo habilis не пользовались остатками трапез леопардов. Но тут всё же возможны две интерпретации: либо хабилисы ловили старых антилоп потому, что они медленнее бегают, либо они находили  туши животных, уже погибших собственной смертью.

Последняя версия, однако, не проходит в случае с крупными антилопами, среди которых Homo habilis выбирали взрослых, но не старых особей (в отличие от львов, которые ловят животных всех возрастов без разбора). Значит, хабилисы не подъедали и за львами – стало быть,  активно охотились!

По мнению авторов доклада, полученная картина больше всего соответствует охоте из засады (логично: вряд ли хабилисы были хорошими бегунами!)

Источник: http://antropogenez.ru/single-news/article/241/

10. Нам не встретиться никак…

На карте показано расположение трех палеолитических памятников: Сакажиа, Ортвала и Бронзовая пещера (Западная Грузия), материалы которых были датированы авторами публикации.

В декабре в  Journal of Human Evolution вышла статья, авторы которой настаивают: по крайней мере, на Кавказе неандертальцы и сапиенсы никоим образом не могли встречаться. Если исходить из новых радиоуглеродных датировок, получается, что на ряде важнейших стоянок Северного и Южного Кавказа сапиенсы появились лишь через несколько тысяч лет после исчезновения там неандертальцев…

Эта статья перекликается с августовской публикацией в PNAS – в ней исследователи, во главе с Андреа Маника из Университета Кембриджа, в очередной раз выразили  сомнения по поводу скрещивания между неандертальцами и сапиенсами...

Детальное изучение генетического разнообразия африканских популяций, а также хитрое математическое моделирование того, как менялось это разнообразие  при расселении из Африки, показали, что сходство европейцев и азиатов с неандертальцами может объясняться вовсе не метисацией. Возможно, источником миграций и неандертальцев, и людей современного типа послужила одна и та же группа, населявшая Север Африки.

Если только одна группа давала начало миграциям, то потомки, когда бы они не вышли из Африки - 300 тыс лет назад, как неандертальцы, или 70 тыс лет назад, когда в Африке уже сформировался человек современного типа, могут иметь общие генетические черты, которые отсутствуют в других оставшихся в Африке группах.  Если принять доводы исследователей, можно было бы вернуться к представлениям о том, что человек разумный и его собратья, одновременно с ним проживавшие в Евразии, представляли разные виды и, как и положено представителям разных видов, плодовитого потомства не давали. Правда, остаются еще денисовцы…

Поздравляем Читателей с наступающим Новым Годом!

Получив травму, шимпанзе обращают­ся с пораненным местом так, что большин­ство людей испытывало бы при этом силь­ную боль; это позволяет думать, что шим­панзе, возможно, менее чувствительны к боли, чем человек. Однако значительные различия в отношении к боли обнаруживаются и у людей - представителей различ­ных культур. Чувствительность к темпера­туре у шимпанзе и человека, вероятно, одинакова: обезьяны обычно избегают па­лящего солнца и в сильную жару расслаб­ленно лежат в тени, а когда холодно - дрожат и выглядят очень несчастными.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.