Словарь антрополога

Эмаль зубная

Обызвествленная ткань, покрывающая коронку зуба.

Вырабатывается специальными эпителиальными клетками - амелобластами, которые после образования зуба отмирают, превращаясь в так называемые эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3-5 мкм в диаметре) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Это наиболее твердая ткань в животном организме, содержит около 97% минеральных веществ (главным образом фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое количество кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение эмали наблюдается при кариесе зубов, флюорозе, эмалевойгипоплазииНеравномерное развитие толщины эмалевого покрова коронки зуба, происходящее из-за недостаточности обызвествления в процессе формирования и роста. и др.

Кто-то в шутку предложил воздвигнуть памятник мухе цеце потому, что это маленькое насекомое сохраняет диких животных Африки, не позволяя заниматься сельским хозяй­ством и животноводством во многих районах. Муха цеце пи­тается кровью диких животных, в которой живут смертонос­ные простейшие — трипанозомы. Дикие животные выработали иммунитет, но у домашнего скота трипанозомы вызывают смертельную болезнь — нагану. Другая разновидность мухи цеце — носитель сонной болезни, смертельной для человека.