Достающее
звено

Сила мысли: философские концепции антропогенеза

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

С античности начала развиваться философская мысль. Философские построения обычно основаны на некой первоначальной аксиоме, от которой путём логических или умозрительных умозаключений исследователь приходит к неким выводам. Относительно происхождения человека часть философов более склоняется к религиозной традиции, часть – к научным воззрениям, зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии, а стройность построений заимствует у науки. Собственно вопрос происхождения обычно мало занимает философов и детали процесса они чаще опускают, больше они говорят о месте человека во Вселенной, его значении и предназначении.

Античные авторы уделяли возникновению человека сравнительно мало внимания, занимаясь в основном более глобальными проблемами. В любом случае, человек всегда рассматривался как нечто совершенно отличное от мира животных. Впрочем, Лукреций Кар (I в.до н.э.) написал целую поэму о естественном происхождении человека – "О природе вещей":

...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги,
То повсеместно, где только к тому представлялось удобство,
Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,
Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору
От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи...

Начиная с XVIII века до современности, вопрос о природе человека стал весьма популярным у философов, возникли оригинальные взгляды на эту проблему.

Наиболее интересно трактует вопросы эволюции довольно разнородное направление, называемое глобальный эволюционизм. Согласно ему, весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определённое место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это или достаточно скромное, или, напротив, центральное и ведущее. Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня. Идею непрерывного усложнения Вселенной активно развивали в первой половине XX века П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. Различаются в их трудах движущие силы этого процесса – потусторонний мыслящий центр у П. Тейяра де Шардена и силы природы у В.И. Вернадского. Согласно им, венцом эволюции материи – космогенеза – является антропогенез. Венцом антропогенеза является возникновение ноосферы – мыслящей оболочки планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы.

Согласно концепции Н.Н. Моисеева (1990), Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп – популяций, племён и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды.

Относительно деталей процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции.

Дальше: Сила доказательств: научные концепции антропогенеза
Назад: Методы познания бытия. Креационизм.

Первые металлические изделия сильно уступали каменным по всем показателям, отчего металл использовался только для изготовления украшений.  Любопытно, что первые крупные металлические орудия (например, топоры) делались по образцу и форме шлифованных каменных, а в отсталых районах в несколько более позднее время иногда каменные шлифованные имитировали металлические (например, из камня тщательно вышлифовывались "заклёпки", что было технически сложно и функционально ненужно, но создавало сходство с бронзовым орудием).