Достающее
звено

Палеоантропы за пределами Европы

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Некоторые синхронные европейским неандертальцам популяции Африки и Ближнего Востока были значительно больше похожи на современного человека. Многие исследователи даже относят их к современному виду. У людей из Херто в Эфиопии, Клазиес Ривер в Южной Африке, из пещер Схул и Джебел Кафзех в Израиле и некоторых других имелся подбородочный выступ, затылок был округлый, а череп высокий.

Череп Skhul V (пещера Схул, Израиль.  100 тыс.л.н.).
					Фото: David Brill.
					Источник: http://www.modernhumanorigins.net/
					skhul5.html
Череп Skhul V (пещера Схул, Израиль. 100 тыс.л.н.).
Фото: David Brill.
Источник: http://www.modernhumanorigins.net/
skhul5.html

Размер и форма мозга этих людей почти неотличимы от современного варианта. Датировки же превышают 100 тысяч лет. Промежуточность облика некоторых ближневосточных находок интерпретируется трояко: некоторые считают их за эволюционно промежуточную стадию между неандертальцами и современными людьми, другие – за особую специализированную группу, третьи – за метисов; последние две точки зрения имеют несколько лучшую аргументацию, чем первая.

Ближний Восток и Центральная Азия были заселены людьми двух типов. Одни были больше похожи на неандертальцев Европы, другие – на прогрессивных палеоантропов Африки и людей из пещер Схул и Джебел Кафзех. Характерно, что культура всех этих людей была весьма схожей – мустьерской.

А что же происходило в странах восходящего солнца? На Дальнем Востоке население, синхронное гейдельбергским людям Европы и Африки – до 130 тысяч лет назад, почти не отличалось от них внешне. В дальнейшем судьба этого населения неясна. Антропологические находки с Дальнего Востока в промежутке от 130 до 40 тысяч лет назад неизвестны. Потом там сразу появляются люди полностью современного облика.

Объяснение этому феномену многие учёные видят в "гипотезе вулканической зимы". Сразу стоит оговориться, что не все учёные признают решающую роль описанного ниже катаклизма в эволюции человека (см., например, здесь), но аргументы в пользу этой гипотезы весьма сильны. 73-74 тысячи лет назад на острове Суматра произошло грандиозное извержение вулкана Тоба – одно из сильнейших за всю историю планеты. В воздух было выброшено столько пепла, что в некоторых частях Малакки и Индии его отложения и сейчас достигают 6 м толщины. Кроме того, что выпавший пепел напрямую уничтожал всё живое, в первую очередь растительность, он ещё буквально затмил небо над всей планетой едва ли не на несколько лет. Как следствие, температура Земли упала, и 73 тысячи лет назад начался один из самых сильных пиков оледенения. Вероятно, практически всё население Южной Азии вымерло в результате этого катаклизма (хотя есть археологические свидетельства, что некоторые группы всё же пережили его, например, в 2004 г. был описан особый вид людей с индонезийского острова Флорес – Homo floresiensis, – живший 95-12 тыс. лет назад и обладавший крайне малым мозгом – около 400 см3, ростом около 1 м, сильно удлинёнными руками, но изготавливавший орудия труда и охотившийся на местных карликовых слонов-стегодонов).

В Европе неандертальцы именно тогда приобрели свой "классический ледниковый" облик и в борьбе с тяжелейшими условиями жизни отстали в своём развитии, а Африка, будучи менее прочих регионов задета катастрофой, стала родиной нового, наиболее прогрессивного вида – Homo sapiens.

Дальше: Неоантропы (время верхнего палеолита). Возникновение Homo sapiens sapiens
Назад: Куда исчезли неандертальцы?

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.