Мир антропологии

Что такое человек: учёные ищут ответ на основополагающий вопрос современного естествознания

Когда-то учёные спорили: можно ли считать неандертальцев людьми? Сейчас большинство специалистов уверенно говорят: да. А можно ли назвать человеком… шимпанзе? Парадокс, но ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Потому что научное сообщество до сих пор спорит о тех свойствах, которые превращают обезьяну в человека. О попытках решить эту важнейшую для современной науки проблему — в сегодняшнем материале.

Кто-то говорит, что культура делает нас людьми. Другие считают, что обезьяну в человека превратили мораль, язык или даже чувство юмора. А если отодвинуть в сторону философские рассуждения, то что же на самом деле делает человека человеком? Удивительно, но точного ответа на этот вопрос пока не существует. Учёные ещё не сформулировали точное описание рода Homo и вида sapiens

Не из-за недостатка старания. Существует несколько определений человеческого рода и несчётное количество мнений относительно того, какие характеристики нужно включать в это определение, а какие — нет. Некоторые учёные скажут вам, что человеческому роду немногим более 100 тыс. лет, и в понятие «люди» не входят даже неандертальцы. Другие исследователи с таким мнением не согласятся. Кое-то из генетиков заявит, что род Homo существует уже более 11 млн лет, а это значит, что людьми могут считаться не только кроманьонцы и неандертальцы, но даже шимпанзе и гориллы.

Как учёные могут так сильно расходиться в ответах на основополагающий вопрос современного естествознания? И, что важнее, какую же теорию всё-таки можно считать верной?

Человек должен знать самого себя

За решение этого вопроса взялся в XVIII веке шведский учёный Карл Линней. Он создал классификацию растительного и животного миров, которую представил в 1735 году в книге «Система природы». Для каждого вида Линней чётко определил ряд особенностей, но, добравшись до человеческого рода, стал немного метафизичным. Под родом Homo он просто написал: «Познай самого себя», что ясности вопросу не добавило.

Появление этой странной надписи можно объяснить двумя причинами. Возможно, Линней считал, что человек настолько очевидно отличается от других существ, что давать формальное физическое описание не нужно. А, может, шведский естествоиспытатель действительно считал человека животным, которое в состоянии осознать факт собственного существования.

Человек должен есть мясо и жить на Земле

Многие учёные, которые изучают антропогенез, не особо ломают голову над вопросом «Что есть человек?». Они уверены, что первые люди появились 2-3 млн лет назад, вышли из Африки и заняли почти всю Землю.

До этого Землю населяли представители другого рода — австралопитеки, которые, однако, имели ряд общих черт с человеком, самая яркая из которых — хождение на двух ногах. Но мозги австралопитеков были значительно меньше, а руки длиннее, чем у людей. Они питались как обезьяны и проводили много времени на деревьях.

«У гоминид увеличился мозг, они стали есть мясо и обрели те же пропорции тела, что и современные люди – и так возник род Homo», - говорит профессор Бернанд Вуд из Университета Джорджа Вашингтона (США). Но это традиционное определение не абсолютно истинно. Самые ранние виды, которые обычно помещают в род Homo, имеют ряд черт австралопитеков. Например, у Homo rudolfensis, жившего 2 млн лет назад, широкое обезьяноподобное лицо и крупные зубы, а пропорции Homo habilis – человека умелого –  не отличались от пропорций австралопитека.

Раньше казалось, что размеры мозга быстро увеличивались у предков человека при переходе от австралопитеков к Homo habilis, а затем к Homo erectus, однако тщательные исследования показали, что эти изменения были гораздо более постепенными. Иными словами, чёткая граница между людьми и австралопитеками начала размываться.

Человек определяется мелочами

Доцент Брайан Вилмор из Университета Невады (Лас-Вегас, США) считает, что недостаточно просто смотреть на ископаемые виды и пытаться выяснить, кто из них выглядит похожими на нас. Вместо этого учёные должны вывести определение человека, изучив целиком родословное древо.

В какой-то момент предки человека отделились от австралопитеков: род Homo начался именно с этого эволюционного события. Отличительными особенностями, вроде мозга больших размеров, люди обзавелись гораздо позднее, спустя десятки тысяч лет. Черты, отличающие первых людей от австралопитеков, были настолько тонкими, что только натренированный глаз может их приметить.

В 2015 году Вилмор и его коллеги объявили о находке самого древнего человека из всех известных. Учёные обнаружили фрагмент челюсти возрастом 2,8 млн. лет. Что делает её частью тела человека, а не его близкого предка? По словам исследовательской группы, ряд мелких деталей. Например, рельеф в области отверстия в кости, где проходили кровеносные сосуды, выглядят как таковой у человека, а не у австралопитека. Таким образом, первооткрыватели хотят доказать, что черты, определяющие род Homo, нужно искать в мелочах, а не в основополагающих характеристиках, вроде размеров мозга. Спорная позиция!

У человека длинное детство

Разумеется, с этим согласны не все. Например, Бернанд Вуд настаивает на том, что человеческий род начался позже, когда предки современных людей окончательно порвали с древесным прошлым и стали медленнее взрослеть, тратя больше времени на рост и обучение.

Вилмор и его коллеги не назвали вид, к которому принадлежит их находка. По последним установленным данным два миллиона лет назад существовали, как минимум, два вида рода Homo: H. Habilis и H. Rudolfensis (возможно, скоро к ним присоединится и южноафриканский Homo naledi). Но Вуд считает, что только более поздний Homo erectus  (Человек прямоходящий) имеет право называться человеком. По его словам, между двумя первыми видами и австралопитеками не было принципиальной разницы, поэтому их стоит объединить в один род.

Проблема этого метода в том, что по нему человек прямоходящий тоже не совсем подходит под описание рода Homo. Да, он выглядел скорее как человек, чем как обезьяна, и большую часть жизни проводил на земле, но исследование 2001 г. показало, что детство Homo erectus было значительно короче нашего. И что с этим делать? Выбрасывать человека прямоходящего из рода Homo или снова пересматривать признаки человечности? Даже создатель концепции, Бернанд Вуд, считает, что Homo erectus — слишком знаковая фигура в родословной человека, чтобы от неё избавляться, но тогда концепция требует значительного усовершенствования. Или от неё вообще стоит отказаться.

Горилла и шимпанзе — тоже люди

В конце 90-х гг. XX века исследовательская группа решила изучить генетическое древо приматов и выяснить, когда и в какой последовательности возникали современные роды обезьян. Оказалось, что типичному роду приматов 7 — 11 млн.лет. Род Homo, возникший не более 3 млн лет назад, является заметным исключением. По мнению исследователей, разумно привести наш род в соответствие с другими, для чего нужно удревнить его втрое. Но вот проблема: тогда людьми в современном мире нужно будет считать не только непосредственно людей, но и шимпанзе, чьи предки отделились от наших около 7 млн. лет назад.

Как ни странно, эта теория получила поддержку. В 2001 году группа генетиков даже решила расширить свой эксперимент и рассмотреть генетическое древо всех млекопитающих. Как известно, ДНК шимпанзе и человека совпадает почти на 99%. Гориллы отстают ненамного. Виды кошек, собак и медведей с таким уровнем сходства относятся к одному роду, поэтому эти генетики считают, что в люди, помимо шимпанзе, следует записать и горилл.

Через два года Даррен Курно из Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) и его покойный коллега Алан Торн использовали генетические данные, чтобы пересмотреть систематику предков человека. Учёные отметили тот факт, что несмотря на резкое внешнее несходство, у человека и шимпанзе ДНК очень сходны, а это значит, что обезьяны приобрели резкие отличия быстро, путем небольших изменений генома. На основании этого исследователи предложили воздержаться от придумывания новых видов и родов для ископаемых останков. Все находки гоминид вплоть до 7 млн лет назад принадлежали роду Homo. Но Курно в дальнейшем изменил свои взгляды. «Я уже не считаю, что шимпанзе это Homo», - говорит он. По мнению Курно, род человека появился около 2,8 млн лет назад, и  первыми людьми были H. habilis и  H. gautengensis – новый вид, который сам Курно описал в 2010 году по находкам в Южной Африке. Учёный отказался от попыток вывести определение человека тем же путём, каким выводились определения других приматов и прочих млекопитающих.

Человека определяет форма лба и подбородка

Зато исследователь Джеффри Шварц таких попыток не оставил, но они привели к совершенно другим результатам. Учёные из группы Шварца считают, что определяющими в деле классификации человека являются физические особенности, а не гены или поведение. «Выдры открывают раковины камнями, вороны тоже умеют использовать их в своих целях, чтобы поднять уровень воды в бутылке, но мы не относим животных к выдрам или воронам на основании этих признаков, - говорит Шварц, - К человеку нужно относиться так же, как и к любому другому живому существу». Неандертальцы мощнее, чем мы, у них очень крупное надбровье, отсутствует подбородок. Шварц считает, что для любых других животных такие отличия были бы достаточным основанием для разделения на два рода. Зачем же делать исключение для человека? В соответствии со своей теорией, Шварц досконально изучает останки, близкие по возрасту современным людям. Форма лба и подбородка — вот что, по мнению исследователя, определяет человека. А современным лбом и подбородком предки человека обзавелись около 100 тысяч лет назад. Это значит, что некоторые окаменелости, вроде находок из пещеры Схул в Израиле или Бордер в ЮАР, могут быть отнесены к Homo, но кроме них туда мало кто вписывается.

Может показаться удивительным то, что люди так рьяно спорят о том, кто же они есть. Но, возможно, именно то, что тема касается всего человечества, делает этот вопрос таким сложным. И огромный разброс мнений, увы, не позволяет говорить о том, что проблема человеческой идентификации скоро будет решена.

Перевод: Юлия Попова

Источник: http://www.bbc.com/earth/story/20160111-what-is-it-that-makes-you-a-human-and-not-something-else

Во время раскопок триасовых позвоночных в Оренбуржье профессор Виталий Георгиевич Очев использовал бульдозер для вскрытия костеносного пласта. Недалеко от места раскопок проходила дорога. Мощный свежевырытый котлован, в котором виднелись кости, привлекал внимание прохожих и крайне любопытных местных пастухов. Палеонтологи стали думать, как обезопасить окаменелости от незваных гостей... и установили у котлована дощечку с надписью "Осторожно. Электрокардиограмма". Способ себя оправдал - на раскопку никто не заходил.

Очев В.Г. Еще не пришли динозавры. Саратов, 2000.  Цитируется по: "ПалеоМир" 1 (4) 2008 г., с. 86.