English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Заселение Палау, или Что скрывают от учёных?

Кто из нас, хотя бы в детстве, не мечтал оказаться на необитаемом острове, первым встать ногой на новой земле и приступить к её покорению? Сложно сказать, мечтали ли об этом предки современных народов Океании, но им в свое время удалось это сделать! И если предания, описывающие недавние миграции полинезийцев, сохранились до наших дней, то информацию о более ранних этапах заселения тихоокеанского региона приходится получать из других источников, разрозненных и скупых.

Карта расположения пещер Палау
Карта расположения пещер Палау
Жители Палау.
							Фото автора
Жители Палау.
Фото автора

Лингвистика и археология позволяют довольно точно проследить магистральные направления миграций, но некоторые детали этих маршрутов и отклонения от них уже представляют собой загадку для современной науки. Одной из таких загадок является происхождение коренных жителей островов Палау в Западной Микронезии. При этом, надо отметить, заселены эти острова оказались сравнительно давно. Самые смелые предположения относят первые следы человеческой деятельности на Палау ко времени 4 500 лет назад, а убедительно доказано присутствие человека на архипелаге 3 000 лет назад (для сравнения, предки маори прибыли на Новую Зеландию менее тысячи лет назад). 

 

Жители Палау.
							Фото автора
Жители Палау.
Фото автора

Острова Палау равноудалены на 800 км от Филиппин на западе и Новой Гвинеи на юге. В условиях изоляции от большой земли и прошла основная часть истории Палау, сформировались особые язык и культура, истоки которых едва просматриваются сквозь тьму веков. В настоящее время язык палау выделен в отдельную ветвь западно-малайско-полинезийской группы. Вот, например, несколько слов, общее происхождение которых надёжно установлено:

 

ТАГАЛОГ

МАЛАЙСКИЙ

САМОА

ПАЛАУ

ЗНАЧЕНИЕ

lima

lima

lima

eim

«пять»

buan

bulan

pula

buil

«луна, месяц»

ulan

hujan

ua

chull

«дождь»

daan

jalan

ala

rael

«дорога»

ulo

hulu

ulu

chui

«голова / волосы»

anito

hantu 

aitu

chelid

«дух»

 

Взаимопонимание даже с жителями соседних островов, говорящими на родственных языках, невозможно. Сложно не согласиться с французским лингвистом Клодом Ажежем, видевшим причину этой непохожести в древности заселения Палау и в «расстояниях, не способствующих поддержанию экономических и культурных связей» с исторической родиной. Но где находилась эта родина и откуда прибыли предки палаусцев?

 

Виды Палау.
							Фото автора
Виды Палау.
Фото автора

К сожалению, точного ответа на этот вопрос лингвистика дать не может, но позволяет отказаться от некоторых заведомо неперспективных направлений поиска. В частности, языки народов Микронезии, проживающих к востоку и югу от Палау, состоят в очень дальнем родстве с палауским и являются результатом миграций, в которых предки палаусцев не могли принимать участия. Это языки небольших народов улити, сонсороль, тоби, происхождение которых связано с археологической культурой Лапита. Они попали в Микронезию «кружным путём» через Новую Гвинею и Соломоновы острова. Языки народов яп и чаморро так же, как и палау, стоят особняком среди других австронезийских языков и прояснить ситуацию не могут. 

В то же время грамматика палау демонстрирует некоторые черты, свойственные языкам Филиппин. Особенно это касается словообразования, а также используемых префиксов и суффиксов. Среди них есть один, ныне неиспользуемый и застывший (или, как говорят лингвисты, непродуктивный и фоссилизованный) суффикс, который нехарактерен для филиппинских языков: mengit-akl «петь», olisech-akl «обучать», oltir-akl «следовать чему-либо». По мнению как зарубежных, так и отечественных исследователей, наличие в палауском следов этого суффикса с высокой долей вероятности может указывать на происхождение языка с острова Сулавеси. Хотя не исключён вариант заимствования этой морфемы на раннем этапе развития языка палау, версия происхождения палаусцев с Сулавеси не просто упоминается в научной литературе, но всё чаще рассматривается как наиболее вероятная. 

Неужели столь небольшой детали достаточно для решения, казалось бы, такой сложной головоломки, как обнаружение исходной точки древней миграции? И как это стыкуется с данными других наук?

Несмотря на большее расстояние между Палау и Сулавеси, если сравнивать с Филиппинами и Новой Гвинеей, по крайней мере в конце лета оба региона связаны течением. Это экваториальное, или межпассатное противотечение, которое берет свое начало как раз у острова Сулавеси. Результаты компьютерного моделирования вероятного дрейфа от острова Сулавеси по направлению к Палау подтверждают возможность использования этого течения древними путешественниками.

В рамках эксперимента за исходный пункт дрейфа были взяты острова, которые ранее упоминались учёными как возможное место происхождения палаусцев: Тайвань, Самар, Минданао, Новая Гвинея и острова архипелага Бисмарка. Довольно странно, что в этом списке нет Сулавеси, который вполне соответствует указанному критерию, но пусть это останется на совести авторов. Ещё в исследование были включены острова Хальмахера и Гуам, жители которых поддерживали контакты с Палау в историческое время. Моделирование показало, что с наибольшей вероятностью островов Палау можно достигнуть либо с Хальмахеры, либо с Минданао. В обоих случаях оказалось задействовано всё то же межпассатное противотечение, пролегающее в проливе между этими островами. 

Тазовые кости "хоббитов" Палау. Фото из публикации Ли Бергера [16]
Тазовые кости "хоббитов" Палау. Фото из публикации Ли Бергера [16]

Следы отдаленной прародины часто так или иначе отражаются в национальной мифологии. Палаусцы в этом ряду, скорее, исключение, и сведений о прибытии их предков откуда-то фольклор не содержит. Палауская легенда гласит, что жизнь зародилась на отмели (Lukes) в проливе между островами Ангаур и Пелелиу (Mekaeb) от креветки (Latmikaik). Такой неожиданный сюжет может свидетельствовать лишь о том, что заселение происходило настолько давно, что не оставило следов в мифологической традиции палаусцев. Или всё же оставило?..

Коралловый риф, который является естественным барьером для течения, окружает почти все острова архипелага Палау, кроме Ангаура и Пелелиу. В этих местах быстрое течение, сильные ветры, особая растительность, вдоль подветренного берега отсутствуют мангровые заросли. Здесь упомянутое межпассатное противотечение почти напрямую соприкасается с сушей, а условия вполне удобны для высадки на берег. Весьма вероятно, что первопоселенцев волнами могло вынести именно в этот район, не защищенный рифом. 

Мифы и легенды говорят о том, что расселение древних палаусцев началось с Ангаура, и через цепь Скалистых островов, находящихся в пределах прямой видимости друг от друга, люди проникли на крупнейший остров – Бабельдаоб. Так же, с юго-запада на северо-восток, как свидетельствуют легенды, происходило и распространение основной сельскохозяйственной культуры региона – клубней таро. Как говорится, «сказка – ложь, да в ней намёк»… 

Такая схема противоречит версии освоения островов Палау, долгое время господствовавшей в научной литературе. Считалось, что небольшие и отдалённые острова были заселены сравнительно недавно выходцами с крупнейшего острова архипелага. И главным подтверждением тому были многочисленные археологические находки, обнаруженные при строительстве главной магистрали страны (Palau Compact Road). То есть, в очередной раз получалось, что древние люди селились вдоль современных дорог. В последнее время после уточнения датировок, систематизации находок и расширения географии раскопок взгляд на проблему внутренней колонизации Палау начинает меняться. Раскопки на острове Улонг, который находится на внешней стороне рифа к северу от упомянутых в легендах Ангаура и Пелелиу, проводятся давно. Найденные там останки и следы пребывания людей считаются если не самыми древними, то одними из наиболее древних на архипелаге. 

Черепа "хоббитов" Палау. Фото из публикации Ли Бергера [16]
Черепа "хоббитов" Палау. Фото из публикации Ли Бергера [16]

Разумеется, попутное течение само по себе не может служить основным доказательством, более того, следует осторожно относиться и к мифам о заселении островов. Но в совокупности, если учесть данные лингвистики и археологии, складывается непротиворечивая картина. Кроме того, достаточно сложно обосновать другую гипотезу заселения архипелага, так как трудно представить себе путешествие по океану в неизвестном направлении, да ещё и против течения.  Предположить же происхождение языка палау с Филиппин, Гуама, Восточной Микронезии или Меланезии для современной лингвистики представляется ещё менее возможным.

Ещё на заре генетических исследований было установлено наличие гаплогрупп, свойственных меланезийцам, у жителей Палау. На первый взгляд, это легко может объясняться контактами XIX–XX веков, однако они могли быть и в более ранние периоды. Среди палаусцев действительно встречаются люди с меланезийской шевелюрой и другими чертами этого типа. Инфильтрация или случайное попадание меланезийских генов – установленный факт. Но это явно был не основной поток заселения Палау, потому что сколько-либо существенного меланезийского влияния местный язык на себе не испытал. 

Но среди вопросов, связанных с заселением Палау, остается ещё одна загадка. Речь идёт о находке Ли Бергером в пещере Уэлиунс так называемых «хоббитов». Как они вписываются в вырисовывающуюся картину?

Находки эти были сделаны совершенно случайно. Во время семейного отдыха антрополог плавал на каяках среди многочисленных Скалистых островов, рассеянных к югу от Корора. Во время небольшого привала у одного из них туристы решили осмотреть пещеру, в которой по слухам находились некие человеческие останки. 

Сложно сказать, как долго останки «хоббитов» находились в распоряжении Бергера, но этого времени хватило для их лаконичного описания в небольшой статье. Находки были датированы возрастом от 1,4 до 2,8 тыс. лет назад. Авторы уверенно относят их к представителям современного человека Homo sapiens, но предполагаемые размеры тела этих древних жителей Палау, по оценкам Бергера, получились меньше, чем у современных пигмеев и негритосов! И это при том, что ни самые ранние находки, ни современные палаусцы таких черт не обнаруживают. 

Нижние челюсти "хоббитов" Палау. Фото из публикации Ли Бергера [16]
Нижние челюсти "хоббитов" Палау. Фото из публикации Ли Бергера [16]

Что же тогда получается? -  Относятся ли найденные кости к прямым предкам палаусцев? Или же можно говорить о разных популяциях и нескольких волнах заселения? Если полагать, что «хоббиты» – потомки самых ранних из зафиксированных жителей Палау, то у них было не так уж много времени, чтобы «измельчать». 

Среди возможных причин развития в сторону карликовости первооткрыватель указывает на разные факторы: генетическая изоляция и ограниченная ресурсная база; жаркий, влажный климат и гористый ландшафт; густая растительность и отсутствие наземных хищников. A особенности скелета он объясняет возможным действием эффекта основателя, генетической изоляцией и кровосмешением. Подобные интерпретации находок, да и сама их природа вызвали критику со стороны других исследователей доисторического Палау. В целом видовую принадлежность к Homo sapiens и азиатское происхождение предков палауских «хоббитов» Бергер под сомнение не ставит, но всё же не связывает их с современными жителями страны.

С критикой статьи южноафриканского антрополога выступила группа исследователей из США и Австралии, включающая известных специалистов по истории и археологии Палау Скотта Фицпатрика и Джеффри Кларка. Сомнение вызвали в первую очередь методы расчёта размеров и массы тела Бергером. Кроме того, с точки зрения критиков, доступные древним жителям ресурсы архипелага не располагают к эволюции в сторону карликовости. Так Фицпатрик и его соавторы пришли к выводу, что находки в пещерах Уэлиунс и Омедокел не представляют особой популяции и сопоставимы с находками в других местах архипелага. 

Станислав Дробышевский также отмечает, что не все расчёты Бергера могли быть выполнены безукоризненно из-за фрагментарности останков, а также приводит мнение другого видного специалиста Майкла Петрушевского, который объяснял ряд специфических черт «хоббитов» детским или подростковым возрастом. Кроме того, не все особенности скелета, описанные Бергером, оказались таковыми. Например, надбровный валик, который откололся, о чём упомянуто в статье критиков Бергера, оказался известняковым осадком сталагмического происхождения, то есть простым отложением на кости при падении капель с растворённым веществом с потолка пещеры. 

И тут мы переходим, пожалуй, к самой таинственной стороне этого вопроса… Юридический статус изысканий, проведенных южноафриканским антропологом, неясен. Сам он в своей книге сообщает, что было получено не только официальное разрешение «собрать некоторые из останков» (permits to collect some of the remains), но и благословение палауских старейшин. А вот о разрешении проводить раскопки ничего не сказано, на что и упирает палауская сторона. Как бы то ни было, но известно, что нашумевшие находки были изъяты государством, а дальнейшее исследование пещер Уэлиунс и Омедокел под руководством Ли Бергера — остановлено. Подобраться поближе или хотя бы установить точное местонахождение находок Бергера автору этих строк не удалось, хотя данную тему мы обсуждали с одним из сотрудников Национального музея Палау, пожелавшим остаться неизвестным.

Природное происхождение «надбровного валика» на одном из черепов в ходе беседы подтвердилось, но разобраться, кто, где и как проводил эту экспертизу, не получилось. Кстати, Фицпатрик и его соавторы приводят эту информацию тоже без ссылки на источник. Конечно, подробный анализ этих находок и ДНК-экспертиза сняли бы многие вопросы вокруг «хоббитов», но, во-первых, сами находки недоступны, а во-вторых, нет информации о сохранности ДНК в них. Так и приходится строить гипотезы «заочно», подобно Бергеру складывая из разрозненных фрагментов непротиворечивую картину. 

Пещеры острова Палау.
										Фото автора
Пещеры острова Палау.
Фото автора

Вновь обратившись к мифологии народа палау, мы не найдем никаких упоминаний карликов или гномов. И это при том, что, по имеющимся датировкам, «хоббиты», будь они отдельной популяцией, должны были быть соседями древних палаусцев. Отсутствие такого противопоставления высоких островитян низкорослым может свидетельствовать о том, что эта группа не воспринималась как чуждая. 

Палауский язык впитал огромный слой лексики из языков бывших метрополий: испанского, немецкого, японского, английского… Есть в нём общие слова с языками соседних народов, таких как яп, волеаи, улити. Но никаких следов древних заимствований из неавстронезийских языков на данный момент в языке палау не обнаруживается (хотя их искали). Примечательно, что низкорослые народы Филиппин, негритосы, переняв языки соседних австронезийских народов, сохранили некоторые слова своей исконной лексики; более того, часть этих слов даже была усвоена языками народов, не относящихся к негрито. 

Так что на данный момент учёные не готовы признать таинственных «хоббитов» отдельной популяцией. А значит, и говорить о более ранней волне заселения Палау как минимум преждевременно. Но тогда этот вывод нужно подкрепить возможными объяснениями особенностей строения скелета «хоббитов». Речь идёт о малых размерах лицевого скелета, слабом развитии подбородочного выступа и аномалиях в развитии зубов.

Ниже представлена авторская гипотеза, которая описывает один из возможных вариантов того, как люди с нормальными размерами тела могли развиться в «хоббитов» с их специфическими чертами.

Не секрет, что эффекты, вызванные близкородственным скрещиванием, могут быть довольно непредсказуемыми. А уже затем половой отбор мог закрепить возникшие в развитии организма отклонения. Подобная гипотеза позволяет объяснить и особенности строения тела у найденных индивидов, и быстроту накопления мутаций. Иными словами, доисторические аутсайдеры Палау, вероятно, вступали в браки между собой, потому что создать семью со здоровым человеком при наличии тяжёлых врождённых заболеваний не так уж и просто. Судя по всему, они оставались жить в родном селении, получали поддержку родственников и соседей, но с точки зрения продолжения рода замыкались в кругу себе подобных. Если это предположение верно, то выходит, что загадочные «хоббиты» едва ли могут являться предками современных палаусцев, но всё же имеют общее с ними происхождение от первых поселенцев архипелага Палау. 

Дело в том, что отдельных поселений или захоронений именно «хоббитов» никто не находил. Ведь Бергер полагал, что обнаружил захоронение, в котором присутствуют и останки людей обычного размера. Сам первооткрыватель делает акцент на корреляции размеров тела с их датировками и расположением в пещере, но оговаривает, что не все фрагменты были извлечены, описаны и датированы. В 2015 году Фицпатрик, оппонент Бергера, провел в пещере Уэлиунс раскопки, результаты которых подтвердили его прежнюю точку зрения. 

Во-первых, новые датировки оказались несколько древнее полученных Бергером, а значит, времени для формирования новой карликовой популяции было недостаточно. Во-вторых, новые находки не выделяются своими размерами на фоне останков, найденных на других островах Палау. Кроме того, среди находок из шурфа 2015 года в равной степени представлены взрослые и дети, как мужского, так и женского пола.В пользу проживания древних палаусцев бок о бок независимо от их роста говорит общность материальной культуры, а также косвенные данные лингвистики и фольклора.  

Если же не относиться к находкам Ли Бергера столь критично, то наиболее вероятным источником заселения Палау предками «хоббитов» всё равно остается остров Сулавеси. Правда, в таком случае придётся искать ответы на ряд вопросов: были ли представители этой популяции в состоянии предпринять длительное морское путешествие, взять с собой и доставить на новое место жительства семена культивируемых растений и домашних животных? Безусловно, находки на Сулавеси останков, аналогичных палауским «хоббитам», если это случится, подогреют любопытство исследователей и вновь поднимут вопрос о более тщательном исследовании костей из пещер Уэлиунс и Омедокел. 

Остров Пелелиу. Указатель направления на остров Ангаур. Тот самый пролив, в котором согласно местной мифологии зародилась жизнь. Фото автора
Остров Пелелиу. Указатель направления на остров Ангаур. Тот самый пролив, в котором согласно местной мифологии зародилась жизнь. Фото автора

К сожалению, из-за отсутствия доступа к находкам дискуссии об их этнической, расовой и генетической принадлежности пока не получили дальнейшего развития. Но свет не сошелся клином на пещерах Уэлиунс и Омедокел, и новые археологические изыскания в регионе могут преподнести ещё немало сюрпризов. 

А относительно находок Бергера остается лишь заметить, что это не учёные скрывают что-то, а материал скрывают от учёных! И цели тут могут быть разными. Фактом остается то, что выкручиваться придётся всё равно учёным: проводить новые раскопки, уточнять датировки, предлагать гипотезы. Но разве не это двигало и двигает науку вперёд?..

P.S. В 1980-е годы государство Палау пережило нелёгкие времена переходного периода, внутренних конфликтов и политических кризисов на пути к независимости, грозивших катастрофой для страны с населением менее 30 000 человек. В настоящий момент разговоры о тех событиях не приветствуются, но память ещё свежа. Как говорится, «кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба». Общество, стремящееся к консолидации и выстраиванию единой идентичности в настоящем, может стремиться избегать тем из прошлого, противоречащих этой идее. Возможно, этим и объясняется сокрытие находок Бергера и желание замять дискуссию, которая могла бы бросить тень сомнения на единство происхождения народа палау. 

 


Интересно

Аристотель, к примеру, оставил описание около 500 видов животных; французский естествоиспытатель Бюффон (1707-1788), по­чётный член Петербургской Академии наук, описал десятки тысяч ви­дов; в наше время их известно более полутора миллионов.

Помпеев Ю.А., Очерки по истории европейской научной мысли, СПб, «Абрис», 2003 г., с.11. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU