English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Ученый и СМИ: вопросы

Перед Вами предварительный список вопросов на тему "Взаимодействие учёного и СМИ". Вопросы сгруппированы хронологически: ДО - ВО ВРЕМЯ - ПОСЛЕ интервью / съемки / эфира. Список можно и нужно дополнять. 

Прошу добавлять:

  •  Ваши замечания, пожелания
  •  Вопросы, проблемы
  •  примеры ситуаций
  •  возможные ошибки, опасности
  •  возможные решения
  • кого бы Вы могли порекомендовать в качестве эксперта по этим вопросам?

Буду признателен за ответы на любое количество вопросов (даже один!) из этого перечня.

       С уважением,
          А. Соколов


ДО интервью / съёмки: 

0. Зачем ученому:

    •  общаться со СМИ?
    •  с тележурналистами?
    • участвовать в передачах?
    • сниматься в научно-популярных фильмах? 

Какой в этом смысл? (Некоторые коллеги, на основании  своего печального опыта, заявляют, что ВООБЩЕ не будут общаться ни с какими журналистами.) 

1. Некоторые учёные снисходительно относятся к безалаберности, безответственности, безграмотности журналистов – мол, «работа у них такая»…  Оправдана ли такая позиция? 

2.  Какие материальные / нематериальные выгоды ученый может получить от контакта со СМИ:

  • деньги
  • ссылки на свой сайт/блог
  • продвижение свой книги, своего курса…
  • роль «эксперта на телевидении…»
  • контакт с известным журналистом
  • увеличение вероятности получения гранта
  • обращение к широкой аудитории
  • просвещение молодёжи
  • поиск учеников, последователей, единомышленников, партнеров
  • материал для исследований…
  • … 

2.1. Каковы риски:

  • со стороны СМИ
  • со стороны учёного

Первый контакт с журналистом (журналист пишет / звонит учёному): 

  1. Каковы тревожные признаки, по которым можно сразу распознать недобросовестного журналиста?
    • Журналист не идет на диалог, «сам всё знает»
    • Использует словосочетания: «официальная наука», «альтернативная наука», ... (продолжите пожалуйста список)
    • Отказывается прислать список вопросов
    • Ссылается на известных маргиналов (нужен список)
    • Чёрный список телестудий, телеканалов, журналистов …
  1. Что спрашивать у журналиста? Кому звонить, где наводить справки? С кем разговаривать – с редактором, с руководством студии, телеканала?
  2. Каковы права ученого в соответствии с действующим законодательством? Что он может требовать от журналиста ДО ИНТЕРВЬЮ?
    • Показать сценарий
    • Показать портфолио журналиста, телекомпании
    • Ссылку на вебсайт телекомпании
    • Список тем, вопросов
    • Хронометраж передачи
    • Сообщить, кто еще будет участвовать в фильме, передаче
    • Подписать договор…
  3. Многие боятся, что если они будут требовать подписывать какие-то бумажки – журналисты  вообще не станут иметь с ними дело… Как быть?
  4. Как подготовиться к интервью? Если приглашают в теле-студию, что брать с собой?
    • Диктофон
    • Шпаргалку
    • Картинки / фотографии для наглядности (распечатать)
    • Свою книгу, журнал (показать в камеру, подарить журналисту…)
    • Группу поддержки
    • Своего юриста… 
    • ...

Во время интервью / съемки / эфира: 

  1. Проблема для журналиста: "слишком умный" собеседник говорит запутанно; длинно; непонятно; скучно.  Как быть?
  2. Ученый боится, что если он будет упрощать – то неизбежны неточности, за которые его будут критиковать коллеги ("неграмотно говорить «гены», надо говорить «нуклеотидные полиморфизмы»…")
  3. Что ученый может требовать  ВО ВРЕМЯ интервью, съемки, эфира?
  4. Как себя вести на интервью, что говорить и что ни в коем случае не говорить?
  5. Некоторые представители мира науки, общаясь с журналистом, начинают работать на публику, намеренно эпатировать, провоцировать прессу (пример: Сергей Вячеславович Савельев). Каковы плюсы и минусы такой стратегии?
  6. Каковы сильные ходы во время съемки, интервью, эфира?
  7. Какие проблемы во время интервью возникают?
    • Журналист, ведущий резко меняет направление беседы, тему
    • Журналист перебивает, давит, задает один и тот же вопрос много раз, пытаясь получить нужный ему по сценарию ответ
    • В студии – псих (возможно, спровоцированный ведущим) ведет себя агрессивно, перебивает, оскорбляет
  8. Если случилась «авария»: журналист давит; псих наседает; в студии «совсем не те люди», тема / вопросы изменены  - как быть? 

После интервью / съемки / эфира: 

  1. Что требовать после интервью? Какие согласования могут быть?
  2. Что предпринять учёному, если:
  • ему обещали прислать материал (текст) для согласования, но не прислали…
  • его комментарий искромсан и таким образом искажён
  • вставлен в искажающий контекст
  • вставлен в дурацкий фильм, где вместе с ученым фигурирует толпа сумасшедших
  • наоборот, ученый потратил время – а в эфир ничего не попало…           

18. Кто что делает и кто за что отвечает: 

Со стороны СМИ:

  • журналист
  • оператор
  • редактор
  • глава телестудии
  • руководство телеканала…

Со стороны ученого:

  • сам ученый
  • его начальство
  • научная организация, в которой он работает
  • научное сообщество
  • РАН в целом…

19. Ваши вопросы, дополнения...


Интересно

...Вдруг мне попалась хорошо отпрепарированная, высотой в 25-30 см "детская игрушка-пирамидка", названия гастропода, естественно, я тогда или не знал, или забыл из палеонтологического курса. Я подхватил эту "игрушку" и к Сергею Валерьевичу. Сергей Валерьевич созывает всех спуститься к нам вниз и, нахваливая меня, очень высокопарно начинает рассказывать про эту гастроподу: что это очень редкий образец, очень хорошей сохранности, что его добыл такой-то, такой-то талантливый студент(по имени-отчеству и фамилии, и на Вы!), что это чуть ли не открытие мирового масштаба!..

Catalog gominid Antropogenez.RU