English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О чем говорили наши далекие предки?

Многие тысячелетия  могут пролежать в земле предметы материальной культуры из камня или обожженной глины. По ним археологи реконструируют облик культуры для отдельных ареалов и периодов, датируя находки точными методами (например, по содержанию в образцах радиоактивного углерода). Однако даже самая изощренная обработка археологического материала не поможет восстановить истории, которые рассказывали создатели этих культур. Тем не менее устные повествования тоже не исчезают бесследно, только детали их сохраняются не в земле, а в фольклоре, передающимся из поколения в поколение. Вопрос лишь в том, как выделить в совокупности современных записей «отложения» разных эпох. 

Подвиги Гильгамеша и Энкиду, оттиск аккадской печати конца III тыс. до н.э. Согласно месопотамскому мифу, после смерти своего друга Энкиду Гильгамеш добыл «цветок бессмертия», но его украла змея, сбросила старую кожу и стала бессмертной.
Подвиги Гильгамеша и Энкиду, оттиск аккадской печати конца III тыс. до н.э. Согласно месопотамскому мифу, после смерти своего друга Энкиду Гильгамеш добыл «цветок бессмертия», но его украла змея, сбросила старую кожу и стала бессмертной.

100 лет назад английский ученый Джеймс Фрэзер, автор одной из самых популярных книг начала и середины XX в., «Золотой ветви», искал в легендах и мифах разных народов параллели сказаниям, содержащимся в Библии. Он считал, что в ней сохранились реликты древних преданий, некогда характерных для всего человечества. Среди прочего его заинтересовала история грехопадения, в которой, как известно, действует змей, соблазнивший Еву. Истории с участием змея он обнаружил у народов Африки, Индокитая, Южной Америки. Только речь там шла не о грехопадении, а об утрате бессмертия.

За время, прошедшее после издания этой знаменитой книги, похожие истории обнаружены у десятков народов. Во многих из них говорится, что змеи бессмертны потому, что меняют кожу и омолаживаются. В предании эфиопского народа, отмеченном еще Фрэзером, рассказывается: "Бог послал птицу сказать людям, что, состарившись, они будут менять кожу и возрождаться. По пути птица увидела змею и обещала передать весть ей, если та поделится пищей. Змея согласилась. Тогда птица сказала, что змеи будут сбрасывать кожу и молодеть, а люди – стариться и умирать безвозвратно. С тех пор так и повелось". А вот сказание народа луба в Конго, говорящего на языке банту. "Вначале Бог предложил на выбор женщине и змее орех со смертью и орех с бессмертием, женщина взяла смерть, змея – бессмертие. Теперь змеи не умирают, а лишь сбрасывают кожу".[2]

В некоторых рассказах присутствует мотив непослушания, как, например, у бирманских нага: "Люди жили до старости, а змеи меняли кожу и были бессмертны. Один из духов спросил людей, не хотят ли они жить вечно, как змеи, но вождь отказался его слушать, сказав, что люди обойдутся без его советов. Поэтому люди не возрождаются, сбрасывая кожу, как змеи".

Иногда змею заменяет ящерица, креветка или сверчок, либо людей сравнивают с деревьями, меняющими кору, как в мифе народа атаял, живущего на Тайване: "Бог попросил людей вымыть его, обещая, что они станут сбрасывать кожу как мирт меняет свою кору, и не будут стариться и умирать. Но люди отказались. Тогда бог сказал, что теперь умирать станут все, даже дети".

Все перечисленные тексты записаны этнографами и фольклористами в XIX-XX веках, сохранившихся чаще всего благодаря изустной передаче. Но сам сюжет гораздо древнее. Есть письменные свидетельства того, что история утраты бессмертия, связанного со сменой кожи, была известна уже 3 тысячи лет назад на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье. Она записана на аккадских клинописных табличках, датированных VII в. до н.э.(раскопки в Ниневии): там рассказывается, что Гильгамеш после смерти своего друга Энкиду добыл цветок бессмертия, но его украла змея, которая сбросила старую кожу и стала бессмертной. Судя по более ранним фрагментам, эпос о Гильгамеше сложился еще в конце 3-его тысячелетия до н.э. Однако есть основания полагать, что история со сменой кож гораздо древнее. Определить эпоху, в которой сюжет уже пересказывался, можно по географическому ареалу его современного распространения.

Отметим важную особенность. В приведенных выше примерах явно имеются общие детали, но не идет речь о идентичности или сходстве  длинных и сложных рассказов. Цепочки эпизодов, из которых они состоят, вряд ли сохраняются в неизменности на протяжении многих тысячелетий. Мы сейчас говорим о самих эпизодах, о более или менее компактных элементах, своего рода кирпичиках, из которых построены длинные тексты и которые можно использовать в разных сочетаниях. Такие "кирпичики" мы будем называть мотивами. 

Если мы можем исключить независимое появление сходных мотивов в разных концах света, то распространение мотива  по обширному ареалу должно соответствовать потокам миграций, с которыми он мог быть принесен его носителями. Благодаря успехам генетиков и археологов, мы знаем основные пути и даты заселения человеком различных континетов. История расселения человечества поможет нам определить историю появления и распространения описанного выше мотива «бессмертие и смена кожи». 

Как люди заселили Землю 

Согласно генетическим данным примерно 70 тыс. лет назад люди покинули Африку, переправились через узкий пролив, отделявший ее от Аравии, и стали двигаться на восток вдоль берега океана, используя богатые пищевые ресурсы береговой полосы. В то время уровень моря был на несколько десятков метров ниже современного (максимально на 130 м около 20 тыс. лет назад), поэтому археологи до сих пор не нашли следов самых ранних мигрантов. Ясно лишь, что не позже чем 50 тыс. лет назад люди современного типа появились в Австралии. Об этом говорят исследования ДНК народов, живущих сегодня в Южной и Юго-Восточной Азии, Меланезии и Австралии.

Центральные и северные районы Евразии люди освоили на 20-30 тыс. лет позже. На севере они столкнулись с совершенно другими,  непривычными для них природно-климатическими условиями.

Заселение Нового Света произошло не позже, чем 14 — 15 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует недавняя датировка стоянки Монте-Верде на юге Чили. Еще недавно археологи предполагали, что древнейшими людьми в Америке были создатели  культуры кловис. Считали, что в Америку они пришли через Берингию, существовавшую на месте нынешних Чукотского и Берингова морей, а затем по долинам рек Юкон и Маккензи, где в то время был свободен от льдов узкий коридор между Лаврентийским и Кордильерским ледниковыми щитами.  До открытия коридора между ледниковыми щитами проникнуть к югу от Берингии можно было только вдоль южной Аляски, переплывая от одного острова к другому. Предполагается, что,  как и при освоении Евразии, в Америке первые мигранты устремились вперед вдоль побережья, где пищевые ресурсы наиболее обильны. Но затем прибрежная полоса ушла под воду, и поэтому археологические следы этих береговых миграций недоступны. Позже всего была заселена высокая Арктика – туда, в Гренландию,   в середине III тысячелетия до н.э.  устремились переселенцы из Старого Света, когда остальные пригодные для жизни территории уже были заняты.

Как полагают генетики, источником первоначального заселения Америки было древнее население Евразии, потомки которого сейчас живут в Южной Сибири, Восточной и Юго-Восточной Азии. Таков исторический сценарий, знание которого поможет нам определить возраст эпизода со сменой кожи и утратой человеком бессмертия. 

География записей фольклорного сюжета и его возраст

Рис. 1.  "Смена кожи как условие бессмертия". 1. Люди смертны, потому что не могут менять кожу и омолаживаться. 2. Змеи бессмертны, потому что меняют кожу и омолаживаются (объяснение происхождения смерти отсутствует). 3. Конкретный персонаж, а не люди вообще меняет кожу и становится молодым. 4. Старика побеспокоили в тот момент, когда он менял кожу, поэтому люди перестали омолаживаться и смертны. 5. То же, что (4), но омоложение не связано со сменой кожи.
Рис. 1. "Смена кожи как условие бессмертия". 1. Люди смертны, потому что не могут менять кожу и омолаживаться. 2. Змеи бессмертны, потому что меняют кожу и омолаживаются (объяснение происхождения смерти отсутствует). 3. Конкретный персонаж, а не люди вообще меняет кожу и становится молодым. 4. Старика побеспокоили в тот момент, когда он менял кожу, поэтому люди перестали омолаживаться и смертны. 5. То же, что (4), но омоложение не связано со сменой кожи.

Согласно детальному анализу более 50 тыс. мифологических и фольклорных текстов, записанных у народов всего мира, история со сменой кожи совершенно неизвестна в северной и континентальной Евразии, но весьма популярна в Африке южнее Сахары, Юго-Восточной Азии, Меланезии и Южной Америке. В Австралии она зафиксирована у нескольких групп на северном побережье (рис. 1). География записей соответствует южному маршруту расселения людей современного типа из Африки: сначала в Южную и Юго-Восточную Азию и Австралию, затем в Новый Свет.

Возможно ли, чтобы, выходя из Африки 70 тыс. лет назад, люди принесли с собой историю, которая в устной передаче на протяжении 2-3 тыс. поколений сохранила основной мотив так, что он осталася узнаваемым через десятки тысячелетий, преодолев путь в десятки тысяч километров?

Такая  невообразимо древня датировка мотива о смене кожи непривычна для фольклористов и историков литературы, мыслящих обычно в масштабе десятилетий и столетий, в крайнем случае — немногих тысячелетий. И, конечно, Дж. Фрэзеру, изучавшему древние реликты в фольклорных текстах в начале ХХ в., трудно было даже представить о каком возрасте преданий может идти речь. Какие возражения можно выдвинуть против 50-70 тысячелетний древности рассматриваемого мотива?

Мотив со сменой кож  мог возникнуть независимо в разных регионах, и тогда сходство между преданиями разных народов о бессмертии случайно. Однако во всех областях, где эти истории зафиксированы, некоторые повествования включают дополнительную подробность –  старика или старуху побеспокоили в тот момент, когда они меняли кожу, и  именно поэтому люди перестали омолаживаться.  Сочетание таких деталей делает независимое появление подобных историй в Африке, Азии и Америке маловероятным.

Читатель вправе спросить: а не попал ли наш миф в Южную Америку не через Восточную Азию и Северную Америку (где он почти не встречается), а прямо из Африки, вместе с рабами, которых во множестве завозили в Бразилию и Гвиану в XVII-XVIII веках? Нет, эту гипотезу можно отвергнуть. Хотя африканские тексты содержат тот же главный мотив, что и южноамериканские, в них все же есть и другие подробности, отсутствующие в Америке. К тому же миф о смене кожи в Африке более всего характерен для ее восточных и центральных областей, а вблизи атлантического побережья записей мало. Между тем черных рабов в Америку завозили именно из Гвинеи и Анголы, но не из Кении. В Америке основная масса негритянского населения оказалась сосредоточена на северо-востоке Бразилии и на юго-востоке США, где мотив смены кожи в фольклоре отсутствует. А у американских негров, живущих в США, Бразилии и Гвиане, в историях африканского происхождения речь идет о том, как одно животное обманывает другого. Черные рабы привезли в Америку сказки о животных, но не мифы об утраченном былом бессмертии.

Тем более мотив смены кожи не могли разнести по миру европейцы или китайцы. В Европе его попросту нет (хотя в античных текстах отмечаются его отголоски), а в Китае данный мотив встречается редко и только на юге. Во второй половине XIX в. китайские рабочие приезжали в Перу, но не в Амазонию.

Отсутствие мотива в Северной Америке также имеет свое объяснение. Культурное наследие самых ранних мигрантов оказалось там отчасти вытеснено более поздними волнами заселения. Это касается не только мотива смены кож. Есть десятки других сюжетов и мотивов, которые связывают Южную Америку с Меланезией и Юго-Восточной Азией, а Северную – с Сибирью.

В Австралии мотив смены кожи зафиксирован лишь в северных районах. Не удалось нам найти его и в записях фольклора койсанских народов Африки, о которых генетики и лингвисты говорят, что их языки и генетические линии первыми отделились от остального человечества. Не означает ли данное распределение, что самые первые мигранты из Африки этот мотив еще не знали и возник он несколько позже, ориентировочно 50-40 тыс. лет назад? Генетики пока не могут точно сказать, сколько именно было «выходов из Африки» и как их точно датировать, но ясно, что процесс этот не был одномоментным. В связи с этим интересно сравнить ареал мотива смены кожи с ареалом другого популярного мотива о происхождении смерти – противопоставления людей и Луны. Именно он лежит в основе повествований, объясняющих смертную природу людей, у всех койсанских групп Южной Африки, и он же популярен среди аборигенов Австралии. 

Возрождающаяся луна и тонущие камни 

В мифе народа нама, живущего на юге Африки и говорящего на одном из койсанских языков, рассказывается, что Луна послала зайца к людям с приказом: «Как я ежемесячно умираю и возрождаюсь, так и вы, умерев, должны возвращаться к жизни». Но заяц переиначил: «Как умирают зайцы и больше не возрождаются, так будут и люди». Луна в наказание порвала зайцу губу, а люди погнали его прочь и с тех пор не едят зайчатину.

А вот один из вариантов, записанных в западной Австралии у народа биббулмум. Месяц сказал Сумчатому Коту, что люди будут возрождаться после смерти подобно ему, Месяцу. Кот не согласился и убежал. Тогда Месяц спросил Кенгуру, что станется после смерти. Кенгуру увиливал от ответа, пока Месяц не стал его щекотать, а затем сказал, что люди будут умирать навсегда. Месяц ответил – пусть так, но он, Месяц, будет воскресать.

В Южной Америке мотив бессмертного Месяца часто сочетается с мотивом неуслышанного приказа, который популярен также в Африке и Меланезии. Так, у колумбийских индейцев секоя Месяц перед тем, как подняться на небо, велел людям не спать, но те заснули и не услышали обращенного к ним призыва. На призыв Месяца ответили ящерицы и змеи и деревья, которые меняют кожу и возрождаются молодыми, а люди не меняют кожу и поэтому смертны

Рис. 2. "Бессмертный Месяц". Луна (Месяц) противопоставлена людям как бессмертная смертным; выносит решение, быть ли людям смертными или жить вечно; обитатели луны бессмертны.
Рис. 2. "Бессмертный Месяц". Луна (Месяц) противопоставлена людям как бессмертная смертным; выносит решение, быть ли людям смертными или жить вечно; обитатели луны бессмертны.

Может показаться, что столь простая идея, как противопоставление людям луны, которая «рождается», «старится», на три дня исчезает, а затем появляется вновь, могла легко возникать многократно. Но карты распространения мотивов доказывают: на большей части Евразии ничего подобного нет (рис. 2). Характерен миф таймырских долган, записанный П.И. Третьяковым полтора века назад. В нем рассказывается, как бедный мальчик обратился за помощью к Месяцу и тот его взял к себе. Бог сказал, что сотворил Месяц чистым и не велел касаться людей. Теперь же Месяц будет, подобно человеку, через четыре недели рождаться и умирать и так весь век маяться». До этого Месяц имел постоянно круглую форму и не исчезал. Тема та же, что в Африке и в Австралии, но ее трактовка иная.

Рис. 3.  "Утонувший камень". Люди смертны, так как уподоблены брошенному в воду камню и упустили возможность походить на органику, которая всплывает в воде.
Рис. 3. "Утонувший камень". Люди смертны, так как уподоблены брошенному в воду камню и упустили возможность походить на органику, которая всплывает в воде.

Смена кожи и бессмертный Месяц – два самых популярных мотива, связывающих Африку южнее Сахары с индо-тихоокеанскими областями планеты, но есть и другие. Один из таких мотивов – «утонувший камень». Люди смертны, так как уподоблены  брошенному в воду камню и упустили возможность походить на органику, которая всплывает в воде. Мотив этот известен в Африке, Австралии и в обеих Америках, но распространен широко только в Северной (рис. 3). Возможно, он был принесен с ранними волнами заселения Америки, но, в отличие от мотива смены кожи, на севере не был вытеснен более поздними миграциями. Несмотря на редкость, версии со всех континентов очень похожи и многие из них включают уже упомянутое противопоставление смертных людей бессмертной Луне. Вот несколько примеров.

Фон (Дагомея, Африка). Маву положил пустую калебасу на воду, сказав: "Как калебаса останется на воде, так и люди будут жить вечно". Паук бросил камень: "Как камень пошел на дно, так и люди будут умирать навсегда". Мать Паука умерла, он стал просить Маву ее оживить и сделать людей бессмертными. Маву отказался. Если бы Паук не рассердил до этого Маву, люди бы оживали после смерти, как месяц, который умирает каждое утро и возвращается вечером.

Нунгабуррах (Австралия). Месяц попросил людей перенести через реку его "собак" (это были змеи). Если люди сделают это, то будут возрождаться после смерти подобно тому, как кора всплывает в воде, а если откажутся, то станут умирать, как брошенный в воду камень. Месяцу пришлось перенести собак самому. Теперь люди не возрождаются и убивают змей, но Месяц посылает других.

Сарси (провинция Альберта в Канаде). Старик хотел, чтобы как щепки всплывают в воде, так и люди возрождались после смерти. Его жена ответила, что тогда земля переполнится, пусть умирают насовсем. Старик стал Солнцем, его жена – Луной.

Рамкокамекра (Восточная Бразилия). Солнце предлагает, чтобы мертвые возрождались подобно всплывающему дереву. Месяц решает, что они будут умирать подобно идущему ко дну камню.

 

Хронология мифотворчества

Рис. 4.  "Небесный свод беспрестанно бьется о землю подобно крышке кипящего котла". Ареал распространения этого мотива позволяет определить, что он присутствовал в Азии до заселения Нового Света.
Рис. 4. "Небесный свод беспрестанно бьется о землю подобно крышке кипящего котла". Ареал распространения этого мотива позволяет определить, что он присутствовал в Азии до заселения Нового Света.

Для датировки фольклорно-мифологических мотивов кардинально важна их встречаемость в Новом Свете. Уже было сказано, что прямой перенос мифов из Африки в Америку практически исключен. Раз в Африке южнее Сахары представлен тот же самый набор мотивов о происхождении смерти, что и в Америке, значит эти мотивы были известны палеолитическим обитателям Восточной Азии, откуда начали свое продвижение первые мигранты в Новый Свет. Время заселения Нового Света известно, соответственно, мы получаем надежную хронологическую зацепку: 15-20 тыс. лет назад как минимум. Для определения максимальной древности американские материалы бесполезны, но тут на помощь приходят африканско-меланезийско-австралийские параллели. Теоретически допустимо, что такие мотивы распространялись не из Африки в Азию, Океанию и Австралию, а в обратном направлении. Некоторые мотивы, отражающие неолитический уровень развития культуры, из Азии в Африку действительно проникали (это отдельная тема, ее мы сейчас не касаемся). Другие мотивы из Азии в разное время проникали либо в Африку, либо в Америку, как, например, рассказ о том, что небесный свод беспрестанно бьется о Землю, подобно крышке кипящего котла (рис. 4).

Однако мотивы о происхождении смерти образуют целый комплекс, кластер, представленный во всех трех регионах, ключевых для датировки возраста мотива: в Африке южнее Сахары, в индо-тихоокеанских областях Старого Света и в Америке. 

Рис. 5.  "Люди из нижнего мира". Первые люди не созданы демиургом, а выходят из-под земли или из небольшого объекта на ее поверхности (дерева, тростинки, камня, тыквы и пр.). Выходящих людей много, либо люди выходят на землю вместе с животными. 2. Первые люди выросли или выползли из земли как трава, грибы, черви и т.п.
Рис. 5. "Люди из нижнего мира". Первые люди не созданы демиургом, а выходят из-под земли или из небольшого объекта на ее поверхности (дерева, тростинки, камня, тыквы и пр.). Выходящих людей много, либо люди выходят на землю вместе с животными. 2. Первые люди выросли или выползли из земли как трава, грибы, черви и т.п.

Помимо них к этому комплексу принадлежат еще лишь два-три других. Так, в мифологиях именно данных областей планеты люди обычно не созданы божеством, а выходят из-под земли – одни или вместе с животными. Совпадение с ареалом распространения «смертных» мотивов поразительно близкое (рис. 5).

Еще один вероятный мотив данного комплекса – представление о радуге как о змее. Изредка оно встречается и в Европе, но там представления о радуге отличны от характерных для Африки, Австралии и Америки. Если для нас радуга ассоциируется с чем-то приятным и красивым, то африканцам или индейцам она, как правило, отвратительна. Считается, что радуга зловонна и приносит болезни. Кроме того, в Европе радуга связывается с представлением о змее в единичных случаях, гораздо популярнее другие ассоциации – луком, поясом, куском цветной материи и др.

 Африканские мотивы происхождения смерти явно занимают особое место в мировой мифологии. И так как ранняя миграция из Африки в Азию надежно доказывается генетикой, проще всего предположить, что распространение «смертных» мотивов было связано именно с ней. Поскольку время выхода людей современного типа из Африки известно, возраст интересующих нас мотивов может составлять 50-70 тыс. лет.  Но каким образом сюжеты устных повествований могут быть более древними, чем языки, на которых их рассказывают?

За 10 тыс. лет язык меняется до неузнаваемости, и лингвисты, как правило, отказывается заниматься проблемами столь древнего языкового родства. И уж вовсе никто не предполагает, будто мы в состоянии обнаружить родство языков, общий предок которых существовал 30 или 50 тыс. лет назад. Предположение, будто содержание текстов может быть значительно более древним, нежели языки, на которых эти тексты рассказываются, не все готовы принять. Наши данные показывают, что мифология и фольклор могут сохраняться при постепенной эволюции языка – меняются лексика и грамматика, но мотивы - «кирпичики», из которых складываются повествования,  сохраняются. Да и имеющиеся языковые границы оказываются вполне проницаемыми для мифов. Прозаические фольклорно-мифологические тексты вполне переводимы с одного языка на другой и потому легко заимствуются. Одинаковые сказки и мифы, содержащие специфические подробности, независимое появление которых маловероятно, распространены на огромных территориях у разных народов. И мы полагаем, что при глобальном анализе фольклорного материала и его сопоставлении с данными генетики и археологии, можно обнаружить следы древних  мифов и определить регионы и эпохи их возникновения. 

Что мы можем узнать о древних культурах, сравнивая современные мифы и предания? 

Как ясно из предшествующего описания, чтобы высказать обоснованные суждения о возрасте мотивов, требуется, во-первых, определить ареалы их распространения по всему миру, а, во-вторых, сравнить эти данные с оценками тех наук, которые способны определять абсолютный возраст изучаемых материалов – археологии, генетики, отчасти лингвистики. Какую новую информацию удалось получить, благодаря обращению к данным сравнительной мифологии и сопоставлению этих данных с материалами генетики и археологии? Прежде всего в нашем распоряжении впервые оказался конкретный довод в пользу того, что не менее 50-70 тыс. лет назад наши предки не только владели языком (в этом мало кто сомневался), но и рассказывали истории, не имеющие отношения к повседневности, обладали развитым образным мышлением. Тематика древнейших мифологических повествований тоже весьма интересна, хотя и не так удивительна. Конечность человеческой жизни волновала людей во все времена. Тому мы получили  эмпирическое подтверждение в нашем исследовании. Никаким другим способом получить соответствующие данные было бы невозможно.

Мы не знаем, на каких языках говорили первые переселенцы из Африки, прошедшие по морским побережьям. Мы не можем реконструировать их картину мира по доступным археологическим свидетельствам. Но мы можем узнать, о чем говорили наши предки десятки тысяч лет назад и восстановить элементы их картины мира, используя материалы сравнительной мифологии в сочетании с данными, установленными другими науками. 

 

Изложенные в статье результаты получены на основе анализа огромного массива материалов по фольклору и мифологии народов мира, содержащегося в тысячах текстов, разбросанных по многим сотням разноязычных публикаций. Каталог фольклорных и мифологических мотивов, выявленных в этих публикациях, доступен на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда,  грант 14-18-03384.

Место первой публикации - журнал "Природа", 2014, № 12, стр.  48-54. 


Интересно

Хотя в середине 50-х гг. и было установлено, что у человека и шимпанзе разное число хромосом (46 – у человека и 48 – у шимпанзе), директор Иеркесовского приматологического института в Атланте, один из «отцов-основателей» американской национальной приматологической программы Дж. Борн писал в 1971 г. о принципиальной возможности получения – путем искусственного осеменения – жизнеспособного гибрида человека и шимпанзе, недоумевая при этом, что подобные опыты до сих пор не поставлены. ... Позднее было показано, что сперматозоиды человека способны проникать в яйцеклетку человекообразных обезьян. Различное же число хромосом у родителей еще не означает, что развитие гибридного зародыша невозможно, хотя и резко снижает шансы на то, что полученные гибриды будут в дальнейшем плодовиты.

К.О. Россиянов. Опасные связи: И.И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники, №1, 2006.

Catalog gominid Antropogenez.RU