Мир антропологии

Кто открыл неандертальцев

Рассказываем о находке, изменившей судьбу мировой палеоантропологии. В 1856 году в малоизвестном немецком местечке Неандерталь были обнаружены кости, впервые послужившие для описания ископаемого вида человека. Непростая история признания неандертальцев научным сообществом - в нашем материале.

Иоганн Карл Фульрот
Иоганн Карл Фульрот

Иоганн Карл Фульрот был одним из тех первооткрывателей, которые, не понятые современниками, так и не дожили до дня своего триумфа. С этим немецким учёным судьба обошлась особенно несправедливо: драматичная история его открытия, внёсшего огромный вклад в развитие антропологии, так и не получила достаточной огласки. А ведь именно Иоганн Карл Фульрот открыл для науки неандертальцев.

По иронии судьбы, человек, находка которого красноречиво отвергала теорию о неизменяемости видов, начинал именно как теолог. Фульрот родился 31 декабря 1803 года, а после смерти родителей, в возрасте 10 лет, попал на воспитание к дяде — католическому священнику — что, вероятно, и заставило будущего первооткрывателя получить церковное образование. Но, очевидно, никакой страсти к теологии юный Фульрот не питал, потому что уже в 25 лет он продемонстрировал публике свой интерес к естественным наукам, опубликовав труд по систематике растений. Как правило, в статьях, посвящённых неандертальцам, говорится, что Фульрот был учителем, что правдиво, но не совсем полно. Следует так же отметить, что он принимал самое активное участие в исследованиях, опубликовав более 60 работ в самых разных областях естественных наук: зоологии, ботанике, метеорологии, но, прежде всего, геологии и палеонтологии. Кроме того, Фульрот создавал различные научные сообщества, и всё это в совокупности сделало его достаточно известной фигурой в той части Германии, где в августе 1856 года рабочие обнаружили кости неандертальца. Поэтому тот факт, что они решили отдать кости в распоряжение именно Фульрота, был довольно закономерен. Интереснее всего — формулировка, с которой естествоиспытатель был приглашён в Неандерталь: рабочие сказали, что обнаружили кости пещерного медведя. Сначала они, разумеется, предположили, что перед ними человеческие останки, но нежелание брать на себя грех осквернения могилы и видимые странности черепа превратили человеческий скелет в медвежий. Как видим, даже люди, далёкие от науки, обратили внимание, что найденные останки не принадлежат обычному человеку.

А вот учёные это признать не торопились. Чтобы понять почему, нужно вспомнить исторический контекст открытия.

Скелет Неандерталь 1
								Источник: http://www.dinocasts.com/
Скелет Неандерталь 1
Источник: http://www.dinocasts.com/

На дворе стоит 1856 год. До публикации знаменитой работы Дарвина о происхождении видов остаётся три года, до её признания — ещё больше. В научных кругах царит теологическая теория о неизменяемости видов, которая явно не предполагает наличие каких-то других видов человека. Всё это прекрасно понимал Фульрот, который, осмотрев кости, пришёл к выводу, что перед ним не просто другой вид человека, а другой вид человека, живший примерно во времена мамонтов. К такому повороту абсолютное большинство учёных были явно не готовы, но Фульрот и не спешил их шокировать. Он собрал все имеющиеся кости, подробно опросил рабочих и начал проверять свою теорию: да, останки явно человеческие (это подтвердил и знакомый врач), но они отличаются от скелета современных людей: изогнутые бедренные кости, мощное надбровье, плоский, скошенный лоб... Тем временем, газеты успели раструбить новость по всей Европе, и Фульроту пришлось предоставить отчёт. Ему повезло: теория неизменяемости видов начала терять свои позиции ещё до Дарвина, поэтому он смог найти себе соратника в лице профессионального антрополога, Германа Шафгаузена. Позже к ним присоединились англичане Чарльз Лайель, Томас Гексли и Уильям Кинг (придумавший научное название неандертальца) и немец Карл Фогг. Они начали публиковать статьи, в которых напрямую говорили и о статусе открытия, и о его возрасте, приводя весомые доказательства. Их противники, которые пока что брали числом, в ответ приводили очень странные версии. Так, анатом Майер считал, что найденные кости принадлежат ««монголоидному русскому казаку, который в 1814 году во время войны с Наполеоном был ранен, заполз в пещеру и умер».

Искривленная бедренная кость якобы указывает на конного воина, черепная крышка — на монгола.

Эта версия настолько поразила Фульрота и товарищей, что они спросили у Майера, не шутит ли тот. Но боннский анатом был слишком ярым поклонником теории неизменяемости видов, поэтому он не шутил. Другой приверженец тех же воззрений, профессор Рудольф Вагнер, считал, что кости принадлежат старому голландцу. Англичанин Блейк говорил, что останки принадлежат умственно отсталому человеку, страдавшему водянкой. И это только часть теорий, предложенных учёными взамен объяснения Фульрота. Но ни одна из них, разумеется, не имела серьёзных доказательств. Даже известный берлинский хирург и антрополог Рудольф Вирхов выдвинул нежизнеспособную гипотезу о том, что кости принадлежат старику-инвалиду, некогда болевшему рахитом, затем — артритом, и, между делом, получившему черепно-мозговую травму. Позднее он, правда, немного смягчился и принял более нейтральную позицию.

Череп Неандерталь 1
									Источник: http://www.historyofinformation.com/
Череп Неандерталь 1
Источник: http://www.historyofinformation.com/

Интересен тот факт, что Дарвин в своей работе никак не использовал сообщение о находке в Неандертале, хотя его сторонниками были те же самые люди, что и сторонники Фульрота. До признания немецкий палеонтолог не дожил совсем немного: в 1866 году начали появляться схожие находки в других местах (причём рядом с останками обнаруживались и кости ископаемых животных, что позволяло наверняка говорить об их возрасте). Но решающим аргументом стали останки, обнаруженные в Бельгии в 1886 году. Это были целые скелеты, анализ которых вполне однозначно говорил о самостоятельности неандертальцев как биологического вида. Обнаруженные рядом каменные орудия и кости древних млекопитающих так же определённо указывали на значительный возраст находок. В 1891 году немецкий анатом Густав Швальбе поставил точку в многолетнем споре, выпустив книгу «Череп из Неандерталя», которая содержала его (впоследствии, классические) описания неандертальцев. Их подлинность и солидный возраст были всемирно доказаны спустя почти полвека после открытия. Иоганну Карлу Фульроту в 1891 могло исполниться 88, но он не дожил до своего триумфа 14 лет.

Юлия Попова

Если же говорить о шимпанзе, то следует отметить, что в отношении них эксперименты проводились лишь с несколь­кими десятками особей, имена которых все время повторяются в литературе и известны каждому, кто ознакомился с этой отраслью  знаний... Поэтому  весьма  трудно  представить,  чтобы среди именно этой столь небольшой группы можно было встре­тить особь с наибольшими из возможных способностями. Мо­жет быть, гений рода шимпанзе проживает где-либо в афри­канских зарослях, однако мы не знаем его, а он в примитив­ных условиях своего быта не имеет подходящего случая для того, чтобы обнаружить все свои способности.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48-50.