English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Земля Санникова: плод воображения или затонувший остров?

В 1886 году известный арктический исследователь, барон Эдуард Васильевич Толль, находясь на острове Новосибирского архипелага, увидел остров, который ранее назвали таинственной Землёй Санникова. В погоне за этим призраком Толль снарядил Русскую полярную экспедицию, во время которой и пропал, так и не обнаружив желаемую землю. Полную историю легендарного острова-призрака вспоминает Антропогенез.Ру.

Карта Земли Санникова из фантастического романа Владимира Обручева
Карта Земли Санникова из фантастического романа Владимира Обручева

«Земля, виденная Санниковым»

1810 год. Купец Яков Санников, стоя на открытом им острове Котельном, заметил высокие горы неизвестной земли. Он уже видел загадочные очертания с северных берегов Новой Сибири: земля тогда предстала Санникову в образе туманной синевы. Он точно знал, что это не мираж, потому что точно такой же синевой ему представлялись и другие открытые им острова. Казалось, что нужно проехать всего 10-20 вёрст, чтобы убедиться в её существовании. Но суровая природа дальнего севера может сделать такие расстояния непреодолимыми.

Руководитель экспедиции Санникова, Матвей Геденшторм, не торопился признать увиденное новой землёй. По его словам, «мнимая земля претворилась в гряду высочайших ледяных громад 15 и более саженей высоты, отстоящих одна от другой в 2 и 3 верстах. Они в отдаленности, как обыкновенно, казались нам сплошным берегом». Но в правом углу итогового варианта карты экспедиции всё-таки нашлось место для отметки под названием «земли, виденной Санниковым». Так началась более чем вековая история поисков острова-призрака. Сам Яков Санников во время своих последующих экспедиций на Новосибирские острова то видел очертания горных гряд и берегов неизвестного острова, то вдруг терял их, наблюдая на том же месте только глыбы льда и гладь океана. Неуловимая земля будто перемещалась в пространстве или растворялась в тумане. Санников долгое время пытался её догнать, и все свои наблюдения записал в виде трёх точек на карте, которые волновали умы учёных следующие сто лет.

В 1820 году решено было проверить теорию Санникова. Морское министерство снарядило экспедицию под командованием лейтенанта Петра Анжу, цель которой состояла в описании берега от Лены до Индигирки, изучении всех Новосибирских островов и обнаружении земли Санникова. Первые два пункта были выполнены, а вот остров-призрак опять исчез: стоя на берегу Котельного, исследователи не увидели ничего, похожего на сушу, хотя горизонт был чист. Два дня они прорубались сквозь обломки льда в направлении, указанном на карте, потом брали пробы дна, но ничто не указывало на близость земли. Экипаж решил, что Санников принял за остров туман, и на полвека научное сообщество прекратило исследования в этом направлении.

В дело вступает барон Толль

Вспомнили об острове-призраке благодаря открытиям американского путешественника Джорджа Де Лонга. В 1881 году он обнаружил небольшую группу островов, принадлежащую Новосибирскому архипелагу. Русское географическое общество выдвинуло гипотезу, что Санников видел именно эти, обнаруженные Де Лонгом, земли. Существовала только одна проблема: расстояние между островами Генриетты и Беннетта, неофициально получивших статус «Земли Санникова», составляет около 300 километров, что несколько не соответствует наблюдениям самого Санникова. Но учёные нашли объяснения и этой аномалии. Всё было списано на невероятно хорошую видимость в Арктике и особую облачность, которая образуется над местными островами в ясные дни и зрительно приподнимает их над морем. Может быть, это объяснение и стало бы концом легенды о Земле Санникова, если бы через несколько лет к решению проблемы не подключился великий русский геолог, арктический исследователь Эдуард Толль.

13 августа 1886 года Толль, стоя на том же берегу того же острова, что и Санников, увидел те же самые горы, и буквально заболел мыслью о нахождении неведомой земли. Он увидел эти массивы совершенно чётко, определил расстояние до них (примерно 160 километров), и не допускал даже мысли о том, что там, вдалеке, только ледяные глыбы. Долгие годы барон Толль выстраивал теоретическое доказательство своей теории. В первую очередь, ему нужно было объяснить, почему исследователи (Анжу и Нансен) не обнаружили остров. Он ссылался на неблагоприятные погодные условия. Да, и не следует забывать, что некоторые крупные острова и архипелаги (например, Северная Земля) тоже умели долгое время скрываться от глаз исследователей, проплывавших мимо. Стоит отметить, что для Толля обнаружение земли Санникова не было самоцелью. С его помощью он надеялся ответить на куда более глобальные вопросы: существовал ли на месте Новосибирского архипелага материк, когда и почему он распался, почему вымерла мамонтовая фауна.

Эдуард Толль
								Источник: http://lexicon.dobrohot.org/
Эдуард Толль
Источник: http://lexicon.dobrohot.org/

Последняя экспедиция Эдуарда Толля

Невероятный энтузиазм Толля нашёл отклик в передовых слоях русского общества: было решено готовить Русскую полярную экспедицию. Министерство финансов, услышав об обильных природных ресурсах Земли Санникова, выделило Толлю в общей сложности 240 тысяч рублей. Вера великого учёного в свою Атлантиду была столь велика, что даже в официальном плане он указал две зимовки своего корабля — на Таймырском полуострове и на Земле Санникова. Собрав научный состав из семерых молодых многообещающих специалистов (среди которых был Александр Колчак, более известный в связи с другими событиями), барон Эдуард Толль отправился в экспедицию, из которой ему не суждено было вернуться.

Проблемы у Толля начались через год после начала плавания, осенью 1901 года. К тому моменту судно «Заря» добралось до места, где предположительно должна была располагаться желаемая земля, но всё, что видел экипаж, это подковообразный ледяной пояс. Веру исследователя спас тяжелый туман, сделавший любые поиски бессмысленными. Толль решил, что они просто пропустили сушу.

Приближалась к концу вторая зимовка экспедиции. «Заря» исправно работала как метеорологическая и геофизическая станция, но следов Земли Санникова экипаж так и не обнаружил. И вот, в начале лета 1902 года, Толль и ещё три человека из команды предприняли невероятно рискованную пешую экспедицию от острова Котельный до острова Беннета (а это значительно более 100 километров по льду). Официальная цель вылазки — изучение природы этих островов, но было понятно, что Толль надеется найти остров, не дававший ему покоя. Предполагалось, что «Заря» подберёт ушедших после того, как освободится из ледяного плена, но судьба сложилась иначе: корабль не смог пробиться к острову Беннетта и был вынужден отправиться в обратный путь. Через год Александр Колчак вернулся на остров со спасательной экспедицией. Он обнаружил стоянку Толля, его дневник, но следы самой команды найти не удалось.

Окончательно вопрос о Земле Санникова был решён в конце 30-х гг., когда её не удалось найти ни ледоколам, ни самолётам арктической авиации.

Неостывший вулкан и люди из палеолита

Такова подлинная, может, не очень красочная, но весьма трагичная история Земли Санникова. Но легенду делает легендой какой-то яркий, фантастичный сюжет, который можно найти в известном романе Владимира Обручева «Земля Санникова».

У якутов существует миф о загадочной тёплой земле, затерянной где-то далеко в Северном Ледовитом океане. Туда каждый год улетают зимовать птицы и туда ушли онкилоны — полулегендарный народ, якобы живший на территории Чукотки, а затем изгнанный другими племенами на острова Ледовитого океана. Обручев соединил эту красивую сказку с сообщениями о Земле Санникова и действительно не разрешённым вопросом о перелётных птицах, которые возвращаются после зимовки уже с потомством. Поскольку Обручев был в первую очередь учёным, ему предстояло изложить легенду так, чтобы не противоречить научным данным. В итоге, его Земля Санникова осталась тёплой и благодатной благодаря тому, что была образована вулканической деятельностью, и вулкан этот ещё не остыл. Вместе с онкилонами там живут вампу — люди из палеолита — и ископаемые животные во главе с мамонтами. Обручев, как и Толль, свято верил в существование Земли Санникова. Именно он инициировал её поиски с воздуха в конце 30-х гг., чем, к своему сожалению, поставил окончательную точку в этой истории. Спустя некоторое время разрешилась и загадка полярных гусей: они просто улетают странным маршрутом в Канаду и на Аляску.

Но что же всё-таки видели Санников и Толль? Мираж? Нагромождение льдин? Сейчас наибольшей популярностью пользуется теория о том, что они в самом деле видели остров из ископаемого льда, который растаял до своего открытия. В подтверждение этому приводится судьба двух других островов Новосибирского архипелага — Васильевского и Семёновского. Они были открыты в начале XIX века и полностью исчезли к 30-ым и 50-ым гг. XX века соответственно. Если с Землёй Санникова произошло то же самое, то в 1886 году она должна была иметь совсем небольшие размеры — где-то 2х0,5 км. Мог ли Толль увидеть этот клочок земли за 160 км даже при условии невероятной видимости в Арктике? На этот вопрос теперь вряд ли найдётся ответ.

Страна за северным ветром 

Похожую историю имеет другой остров-призрак Ледовитого океана — Земля Андреева. О существовании неких земель рядом с Медвежьим архипелагом говорилось ещё в начале XVIII века, эти же наблюдения позднее подтвердил сержант Степан Андреев. Во время своей второй экспедиции на Медвежьи острова он якобы даже почти добрался до неизвестных берегов, но болезнь одного из членов экипажа заставила его повернуть назад. Поскольку отчёт об этой экспедиции не был опубликован, а дальнейшие исследования никаких следов земли в тех местах не обнаружили, учёные начали подозревать Андреева в недобросовестности. Однако вполне вероятно, что его остров постигла та же судьба, что и Васильевский, и Семёновский, и, возможно, Землю Санникова.

Обе легенды косвенно связаны с более глобальным мифом об Арктиде — материке, когда-то располагавшимся на Северном полюсе. Древнегреческая и последующие традиции называют эти земли Гипербореей — страной за северным ветром. Там, по легенде, жили блаженные потомки титанов — гиперборейцы, которые проводили жизнь в праздниках и молитвах своему покровителю, Аполлону. Но современные данные говорят о том, что суша в районе Северного полюса существовала в те времена, когда ни человека, ни, тем более, цивилизаций, ещё не было.


Юлия Попова


Интересно

«Если не углубляться в Античность и Средневековье, то можно сказать, что всё на­чалось с Христофора Колумба, который обнаружил в открытой им части света новую расу людей. Сперва этот факт просто вызывал удивление, но когда Америго Веспуччи убедил мир в том, что открыт именно новый материк (1503), возник вопрос: могут ли его жители быть потомками Адама? Те, кто отвечал утвердительно, позже стали именоваться моногенистами. Их позиция служила базой для защитников прав индей­цев на человеческое существование. Их противники - полигенисты, давали аргумен­тацию тем, кто видел в индейцах всего лишь «говорящий скот». Можно сказать, что моногенизм предварял идею эволюции человека.

Чайковский Ю.В., Пятьсот лет споров об эволюции, журнал «Вопросы философии», 2009 г., N 2, с. 71. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU