English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Человек на чёртовой телеге: путешествие Глеба Травина

За три года уроженец Псковского уезда Глеб Травин объехал на велосипеде весь Советский Союз по периметру. Значительная часть его маршрута пролегала через Арктику. О том, как чистый энтузиазм согревает за Полярным кругом, зачем с ранних лет есть сырое мясо и как ловить рыбу велосипедной спицей, рассказывает АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Глеб Травин
						Источник: https://ru.wikipedia.org/
Глеб Травин
Источник: https://ru.wikipedia.org/

«Голландец может, а я разве не могу?»

Глеб Леонтьевич Травин родился 28 апреля 1902 года в деревне Касьево Псковского уезда. С самого детства отец–лесник учил любимого сына выживать в дикой природе – в частности, находить еду в лесу и при необходимости питаться сырым мясом. Когда Глеб Травин подрос, он стал руководить кружком любителей походов и охоты. 

В 1913 году семья Травиных переехала в Псков, а через десять лет город посетил голландец Адольф де Грута, который путешествовал из Европы на велосипеде. После встречи с де Грута у молодого человека возникла мысль: «Голландец может, а я разве не могу?» Так будущий путешественник задумался о сверхдальних рейсах.

Следующие пять с половиной лет Глеб Травин не только совершенствовал навыки выживания в дикой природе, но и наматывал на велосипеде тысячи километров в любую погоду и невзирая ни на какие трудности пути. Армейскую службу молодой человек нёс в Ленинградском округе. Там же Травин изучал предметы, необходимые для дальнего странствия. Географию, биологию и даже слесарное дело – ведь велосипед знаниями материков и океанов не починишь.

С ремешком на голове

Глеб Травин в путешествии
								Источник: http://артюшенкоолег.рф/
Глеб Травин в путешествии
Источник: http://артюшенкоолег.рф/

После армии Травин получил разрешение уехать на Камчатку, где сначала строил первую местную электростанцию, а затем работал на ней электриком. Всё остальное время он продолжал тренировки, неустанно крутя педали в непроходимых лесах, по речным переправам и извилистым горным тропинкам. Проверял на выносливость и себя, и своего двухколёсного товарища. Осенью, в 1928 году, сын лесника под лозунгом пропаганды физической культуры начал свое странствие. 

В Петропавловске–Камчатском путешественник сел на корабль, который направлялся во Владивосток. В поездку Глеб Травин взял красный американский велосипед «Принстон», фотоаппарат Kodak, книжку–регистратор, зимние вещи, лекарства и необходимые инструменты. Из продовольствия – только семь фунтов прессованных галет и килограмм шоколада. Интересно, что сын лесника дал себе обет не стричь волосы, пока не завершит путешествие. Волосы Травин перетянул кожаным лакированным ремешком.

В мае 1929 года в Душанбе в редакцию местной газеты зашёл высокий мужчина с заметно отросшими волосами. Он попросил перевести надпись на нарукавной повязке «Путешественник на велосипеде Глеб Травин» на таджикский. Местные товарищи взялись ему помогать, но никак не могли справиться со словом «велосипед». Им пришлось придумать своё название: шайтан–арба, или «чёртова телега». За время путешествия надпись пришлось переводить еще несколько раз. 

В Карелии Травина приняли не то за чёрта, не то за привидение. Ещё когда путешественник пробирался через просторы Сибири, смотритель маяка на Байкале посоветовал ему ехать прямо по льду – так удобнее. Таким образом путешественник пересек и сам Байкал, и реки Сибири, а затем и карельские озера. Среди местных жителей быстро распространилась новость о том, что по замерзшей воде на неведомой зверушке едет неведомый человек, да еще и с железным обручем на голове. Тем временем призрак о двух колесах продвигался на север к Мурманску, куда уже успели проникнуть эти слухи.

«Человек с железным оленем»

Глеб Травин со своим железным оленем
Глеб Травин со своим железным оленем

Впереди странника ждал долгий поход через Арктику, самая удивительная и тяжелая часть пути. Однажды Глеб Травин, как обычно, устроил ночлег прямо на льду, укрывшись снегом. За ночь рядом появилась трещина, и от воды, хлынувшей оттуда, над ним образовался ледяной панцирь. Травину удалось освободиться при помощи ножа, но обе подошвы оторвались, а волосы смерзлись. Он заставил себя продолжить идти, и через некоторое время напал на олений след. До людей Травин добирался уже по–пластунски: в пути у него отказали ноги. Заботы о путешественнике временно взял на себя старик–ненец. 

Замерзшую одежду пришлось срезать прямо с тела. Пальцы на ногах оказались обморожены. Надо было срочно принять меры, чтобы избежать гангрены. Травину пришлось обрезать ножом часть кожи и снять ее “как носок”. Видевшие это женщины с криком «Кели! Кели!» выбежали из чума. С ним остался только старик. После операции Травин выяснил, что женщины сочли его чёртом–людоедом Кели, ведь только он может резать сам себя и не плакать. 

Если в южных землях Травин путешествовал на «чёртовой телеге», то на севере его транспорт стал «железным оленем». Это прозвище легло в основу названия самой известной книги о путешествии Травина: «Человек с железным оленем» Александра Харитановского.

Путешественником иногда интересовались и звери. Обычно их отпугивал яркий цвет велосипеда, но тогда на слабого после ампутации на Глеба Травина рискнул напасть в одиночку даже песец. Не очень крупному, но, видимо, очень голодному зверю удалось повалить велосипедиста на землю. Обманным маневром Травин всё же одолел нападавшее животное. 

Тюлень, морж и кит

Маршрут путешествия Глеба Травина
										Источник: http://артюшенкоолег.рф
Маршрут путешествия Глеба Травина
Источник: http://артюшенкоолег.рф

После визита к ненцам и приобретения шкурки песца Травин попал на ледокол «Ленин», где поведал свою историю удивленным слушателям. Он отказался присесть, хотя боль в ногах очень мучила его, и он боялся, что это заметят. А вдруг не отпустят с корабля? Руководителем Морской Карской экспедиции был профессор Н.И. Евгенов, около 10 лет изучавший устье Енисея и Таймыр. Он более чем скептически отнесся к идее путешественника добраться на велосипеде до Чукотки. А замечание Травина об удобстве езды по льду и вовсе повергло прославленного гидрографа в глубочайшее изумление. 

Люди из экспедиции не верили, что странник сможет зимой выжить там, откуда даже волки на это время уходят. Питался Травин сырым мясом и сырой же рыбой. Местные охотники научили его подстреливать тюленей, моржей, белых медведей, песцов и оленей. Сам он наловчился ловить рыбу на велосипедную спицу в трещинах во льду. Обычно ему хватало всего двух: одну съедал сырой, другую – мороженой, как строганину. Общий распорядок дня суровый, по-армейски выверенный. По восемь часов Травин тратил равно и на дорогу, и на сон. Остальное время посвящал охоте, поиску ночлега, записям в дневнике. Когда странник покидал экспедицию, лётчик Чухновский сфотографировал его на прощание. 

Едва не погибнув, провалившись под лёд на реке Пясине, и побывав на кладбище мамонтов, Травин добрался до Чукотки. Здесь из добытого путешественником бивня местный умелец сделал пластины. На одной из них он вырезал тюленя, моржа, кита и надпись «Путешественник на велосипеде Глеб Травин». Сейчас этот артефакт хранится в псковском музее наряду с другими вещами, принадлежавшими Травину.

За время велопохода до Чукотки Травин успел побывать в гостях у жителей Русского Устья, небольшого городка на Индигирке, и попробовать себя в роли учителя географии. По легенде, городок основали поморы еще при Иване Грозном, однако официальной датой его возникновения принято считать 1638 год. Тогда его впервые упомянули в летописи.

Хотелось в Америку, а получилось в литературу

Велосипед Глеба Травина
											Источник: http://артюшенкоолег.рф
Велосипед Глеба Травина
Источник: http://артюшенкоолег.рф

После длительных испытаний и лишений, проявив недюжинную силу духа и несгибаемую волю, Травин достиг мыса Дежнева. Оттуда он рвался дальше, покорять просторы обеих Америк, Африку, Индию, Тибет. Но в ответ на запрос о разрешении выезда за границу пришла телеграмма с указанием вернуться в исходную точку – Петропавловск–Камчатский. Он прожил на Камчатке еще тридцать лет, а затем уехал в родной Псков. Был женат, имел пятерых детей. Передавал юным туристам свой опыт. Умер в 1979 году.

Приключения и испытания Глеба Травина записаны в нескольких произведениях художественной литературы и статьях. Вивиан Итин посвятил путешественнику очерк «Земля стала своей». Олег Чечин записал статью для журнала «Вокруг света» со слов самого Травина. Спустя девять лет в том же журнале появилась статья Владлена Крючкина «Ещё раз о человеке с железным оленем». Крючкин также снял про Травина документальный фильм. 

Советский писатель Викторин Попов посвятил Травину по главе в двух своих книгах. Одна глава называлась «Никчемный герой», она появилась в произведении «Юшар». Вторая глава – «Сухой олень» из книги о жизни севера «Люди Большой Земли». 


В своих воспоминаниях Травин писал о том, что его любимые герои - Фауст, Одиссей и Дон-Кихот – «воплощали в себе вызов общепринятым нормам и представлениям». Пусть же удивительная биография «человека на чертовой телеге» будет вызовом выживальщикам и экстремалам XXI века!
 

Таисия Харькина


Интересно

«В глухое село Заволжья школьный учитель привёз фонограф и решил показать его мужикам. Когда из небольшого деревянного ящика раздался голос человека, запевшего русскую песню, мужики обомлели и насупились, а старик крикнул: "Заткни его, так распротак!" Учитель попытался объяснить действие машинки, но мужики решили: «Сжечь дьяволову игрушку!». Тогда учитель поставил валик с церковным песнопением. Потрясённые мужики ушли. Старик, придя домой, сказал: «Собирайте меня, умереть хочу». Надел смертную рубаху, лёг под образа и через неделю помер. А по селу пошёл слух о скором конце света, о чертях в ящике, которые молитвы поют. Иные пьянствовать начали. Разладилась жизнь».

Баландин Р.К., 100 великих оригиналов и чудаков, М., «Вече», 2009 г., с. 271. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU