English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Путешествие длиною в жизнь

Переплыть на папирусе Атлантику, пожить в Антарктиде и отправить в космос собак – этих событий большинству хватило бы на три жизни. А тем временем, один из самых известных людей на отечественном телевидении успел намного больше. Речь идёт о ведущем «Клуба кинопутешественников» Юрии Сенкевиче. Об основных вехах жизненного пути и оставшемся наследии врача, исследователя и путешественника – в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Юрий Сенкевич ведет "Клуб путешественников"
Юрий Сенкевич ведет "Клуб путешественников"

Телеведущий, влюблённый в Россию

Можно сказать, что эта история началась в 1946 году. Отец Юрия Сенкевича, Александр, наконец вернулся с войны, семья переехала из монгольского города Баин–тумен в Ленинград. Девятилетний Юра пошёл в школу северной столицы. Литературу у мальчика вела Александра Стругацкая, мать знаменитых советских фантастов Аркадия и Бориса. Именно на её уроках у Сенкевича и появилась любовь к приключенческим романам. Мальчик зачитывался Жюлем Верном, Даниелем Дефо и Александром Грином. 

Возможно, тогда у Сенкевича и развилась непреодолимая тяга к путешествиям и интерес к дальним морям и странам. Так или иначе, своим интересом он смог заразить многочисленную публику программы «Клуба кинопутешественников», ведущим которой стал в 1970–х годах. Юрий Сенкевич был не просто ведущим. Он отдавал программе почти все свои силы. В «Клуб путешественников» приходили знаменитые исследователи – Жак Ив Кусто, Фёдор Конюхов, Владимир Чуков, Тур Хейердал и многие другие. 

Усилия окупались. Помимо телевизионных премий «ТЭФИ» и «Хрустальный глобус», программа «Клуб кинопутешественников» получила официальное звание самого продолжительного телевизионного проекта, а её ведущий вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как обладатель самой долгой карьеры. За время своего существования «Клуб» выходил в эфир более 2 тыс. раз. Рядом с домом Сенкевича постоянно находились преданные поклонницы, а почтовый ящик ломился от писем телезрителей. О «Клубе путешественников» упоминал Кир Булычёв в повести «Сто лет тому вперёд». В книге Алиса Селезнёва, главная героиня, смотрела передачу про Африку. «Алиса засмотрелась на фильм про Африку. Это была Африка без Большого Сахарского канала, и климат там был засушливый», – писал Булычёв. 

На программу Сенкевич впервые попал в качестве гостя. Его пригласили рассказать об одной из экспедиций, в которой любитель дальних стран принял участие. В своём старомодном пиджаке он поначалу не произвёл никакого впечатления, но вскоре поразил публику своими историями. Страсть к путешествиям он сохранил и будучи ведущим. В новой должности Юрий Александрович с азартом занялся географическим просвещением страны. «Мы не знаем Россию, а для того, чтобы любить страну, надо её знать», – говорил Сенкевич. А ещё одна его любимая цитата – «интерес к своему прошлому является признаком цивилизованности нации».

Космический ветеринар

Ветерок и Уголёк.
								Источник: http://veterok-ugolyok.gmik.ru/
Ветерок и Уголёк.
Источник: http://veterok-ugolyok.gmik.ru/

Путешествиям и просветительству с голубых экранов предшествовали занятия медициной. После школы Юрий Сенкевич поступил в Военно–медицинскую академию, где помимо прочего изучал биохимию, коллоидную химию и анатомию. Это заложило фундамент для будущей деятельности исследователя.

Сенкевич твердо решил заняться космической медициной, и в 1962 году добился перевода в Институт авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР в Москве. Там он изучал проблемы, с которыми сталкивается организм человека в состоянии невесомости.

Примерно в то же время готовились к полёту в космос два четвероногих космонавта – Ветерок и Уголек. Эксперименты и все необходимые процедуры для 22–дневного путешествия собак проходили в том же институте. Ветерок и Уголёк провели в космосе 22 дня и, несмотря на тяготы невесомости, благополучно вернулись домой. Воспоминаниями о работе над этим проектом Сенкевич поделился в своей книге «Если звёзды зажигают…»

Юрий Александрович и сам проходил подготовку к космическому полёту как врач–исследователь. В 1967 году он принял участие в эксперименте, приближенном к условиям пребывания в космосе. Опыт проводился примерно в течение года на станции «Восток» в Антарктиде. Помимо обязанностей врача Сенкевич вёл путевой дневник для журнала «Дружба народов». Заметки из Антарктиды позже легли в основу кандидатской диссертации Юрия Сенкевича.

Через Атлантику на папирусной лодке

Тур Хейердал на фоне лодки "Ра"
Тур Хейердал на фоне лодки "Ра"

Ближе к концу 60–х годов, после встречи с Никитой Хрущёвым, норвежский исследователь Тур Хейердал отправил в Академию Наук СССР письмо. В нём Хейердал предлагал любому советскому врачу, знающему английский язык, имеющему опыт экспедиционной работы и обладающему чувством юмора, присоединиться к нему в плавании через Атлантику. Академия Наук предложила на роль спутника норвежца Юрия Сенкевича. 

Хейердал задумывал особенную экспедицию. Его план состоял в том, чтобы пересечь Атлантический океан на папирусной лодке, которые умели строить жители древнего Египта. Старт папирусного «Ра» состоялся 25 мая 1969 года. На борту было 7 человек и обезьянка Сафи. Интересно, что все члены команды были разных национальностей и политических убеждений: кинооператором, например, оказался итальянец, аквалангистом – египтянин, а штурманом – американец, антропологом – мексиканец. Тем самым Хейердал хотел доказать, что на маленьком плавучем островке люди, которые отличаются друг от друга по взглядам и цвету кожи, могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. «…это был отличный интернациональный хай, в котором итальянская экспансивность удачно сочеталась с мексиканским ядом, американскую же прямолинейность выгодно оттенял, простите, русский фольклор», – так позже описывал Юрий Сенкевич один из споров на судне. По его словам, «плакатные Представители Наций и Континентов превратились в конкретных соседей по спальному мешку». Они всё делали вместе – и грустили, и шутили. « — Вот, пожалуйста, — социалистический хлеб, — язвит Сантьяго. — Не хлеб социалистический, а зуб капиталистический! Тур хохочет», — вспоминал весёлые диалоги между членами команды советский исследователь. 

Во время путешествия команда не раз сталкивалась со смертельной опасностью. «16 июля 1969 года пришлось оставить многострадальный корабль и переместиться на пришедшую на помощь яхту «Шенандоа». Так, не очень удачно, завершилось первое путешествие на папирусной лодке», – подвёл итог путешествия Сенкевич. Вторая попытка оказалась гораздо успешнее. Через год в мае в путь отправился «Ра–2», и в июле лодке удалось достичь берегов Барбадоса. Тем самым подтвердилась теория Тура Хейердала о возможности древних межокеанских контактов. «На борту «Ра» не было деления на вдохновителей и исполнителей. Взять хоть меня самого: что мне, казалось бы, до древних мореходов? А вот вспомню о них — и радуюсь, и горжусь, что повторил их маршрут», — вспоминал о путешествии советский врач.

После этих экспедиций Сенкевича и пригласили выступить в «Клубе путешественников» в 1973 году, где он и работал до самых последних дней. При этом медик, путешественник и исследователь не бросил науку и руководил отделом научно–медицинской информации в Институте медико–биологических проблем.

«Их позвал горизонт»

Команда папирусной лодки, пересекшей океан. В первом ряду сидит Тур Хейердал, правее от него - Юрий Сенкевич
Команда папирусной лодки, пересекшей океан. В первом ряду сидит Тур Хейердал, правее от него - Юрий Сенкевич

Сенкевич ещё не раз пускался в странствия. В 1977 году он вновь отправился в экспедицию с Хейердалом на тростниковом судне «Тигрис», построенном как точная копия шумерских лодок. Попыток опять было две, а на борту снова оказались 11 членов экипажа из разных стран. Подводные кинооператоры были из Японии и Мексики, капитан дальнего плавания – из ФРГ, переводчик – из Ирака. На сей раз исследователи доказали, между Месопотамией и Индской цивилизацией могли существовать торговые и миграционные контакты. «Нет, мы не совершали подвига. Мы только в меру сил повторяли, воссоздавали давние дела древних мореплавателей», – скажет потом Юрий Сенкевич. 

В 1979 году опытный путешественник занимался подготовкой лыжной экспедиции на Северный полюс, организованной «Комсомольской правдой». Чуть позднее Сенкевич как ведущий телепередачи встречал в базовом лагере альпинистов, только что вернувшихся с Эвереста.

В общей сложности Юрий Сенкевич посетил 125 стран, побывал на всех континентах. Один из самых известных людей на отечественном телевидении также оставил большое литературное и публицистическое наследие. Он написал около шестидесяти работ о космической психологии и физиологии, о поведении человека в экстремальных ситуациях, а также мемуары «Их позвал горизонт», «Путешествие длиною в жизнь», «На «Ра» через Атлантику». 

Умер Юрий Сенкевич во время записи «Клуба путешественников». Ведущему внезапно стало плохо с сердцем. Приехавшие врачи не успели его спасти – 66–летний Сенкевич умер у них на руках. По словам друзей легенды советского телевидения, проблемы с сердцем у него начались после известия о смерти Тура Хейердала. Хейердал скончался в 2002 году. А в 2003 не стало ведущего «Клуба путешественников».

В честь Юрия Сенкевича был назвал самолёт авиакомпании «Аэрофлот». Компания «Совкомфлот» назвала его именем океанский танкер. А на основании распоряжения Правительства Москвы имя Юрия Сенкевича стал носить Московский государственный институт индустрии и туризма. В 2009 году на Селезневской улице в Москве открылся кабинет–музей Юрия Сенкевича. В нём собраны не только личные вещи путешественника, но и материалы по истории освоения Арктики, Антарктики и Мирового океана.


Вера Минченкова

Цитаты Юрия Сенкевича

«Древние совершенно справедливо утверждали: для того, чтобы увидеть, что же находится за горизонтом, надо плавать. И не только утверждали. Жизнь интересна ещё и тем, что можно путешествовать. Via est vita. Дорога есть жизнь».

«Думал о силе идеи – научной ли, гражданской ли, – которая способна подвигнуть человека на, казалось бы, невозможное, и чем идея значительней, тем больших жертв она требует и тем, как ни парадоксально, легче их приносить». 

«Из пушек не стреляют по воробьям; великая энергия рождается для великой цели».

«Клятвы обесцениваются, если их без конца повторяют».

«Слабый становится сильным, робкий — отважным, обидчивый — великодушным, если ими движет единая достойная цель». 

«Планов полно, а идём на дно».


Интересно

Число чисто исторических причин, которые надо было бы знать, чтобы объяснить до конца, почему организм устроен «так, а не иначе», если не бесконечно, то, во всяком случае, настолько велико, что для человека в принципе невозможно проследить все такие цепи причинных связей, даже если бы они имели конец. [...]

То обстоятельство, что эволюция произвела в Старом Свете дубы и человека, а в Австралии - эвкалипты и кенгуру, обусловлено именно этими уже не поддающимися исследованию причинами, которые мы обозначаем обычно пессимистическим те­рмином «случай».

Конрад Лоренц. Обратная сторона зеркала. М., «Республика», 1998 г., с. 275.

Catalog gominid Antropogenez.RU