English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как в «Книге джунглей»: от настоящих маугли до пиара

Истории о девушках-кенгуру и мальчиках-волках, выросших под присмотром диких животных, давно волнуют умы как простых обывателей, так и учёных. Подобных случаев известны десятки, и каждый из них вновь и вновь поднимает вопросы: что отличает человека от других животных и можно ли вырастить полноценного человека из ребёнка, несколько лет жившего в компании зверей. Достоверность историй при этом также часто оказывается под вопросом. АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ вспоминает о самых нашумевших историях «детей-маугли».

Ромул и Рем - легендарные основатели Рима, вскормленные волчицей. Скульптура. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Ромул и Рем - легендарные основатели Рима, вскормленные волчицей. Скульптура. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Девушка-кенгуру из Юклы (Австралия, 70-е гг. ХХ века)

В 70-х годах ХХ века городок Юкла на западном побережье Австралии попал на первые полосы газет. Дело в том, что охотники рассказали журналистам о полуголой девушке, которая бегает по окрестностям со стаей кенгуру. Слухи распространялись быстро, и любопытные туристы стали толпами стекаться в Юклу, чтобы найти девушку-кенгуру. Наконец одному из фотографов удалось запечатлеть ее на пленку.

 

Газеты с упоением смаковали историю. Но оказалось, что удивительная девушка - выдумка четырех подвыпивших друзей, которым захотелось привлечь внимание к городишку, где и живут-то всего 50 человек.

 

Участница мистификации специально одевалась в шкуру кенгуру, а когда приезжали автобусы с туристами, друзья подавали ей знак. И тогда светловолосая Дэнис в своём костюме перебегала дорогу. Надо сказать, никто в этой истории не пострадал, и ни один кенгуру не умер. Создатели мифа о девушке-кенгуру сыграли на том, что люди быстро увлекаются шокирующими и сенсационными историями. 

Виктор из Аверона (Франция, рубеж ХVIII - XIX веков)

Виктор из Аверона.
								Обложка книги, изданной в 1801 году во Франции.
								Источник: https://ru.wikipedia.org/
Виктор из Аверона.
Обложка книги, изданной в 1801 году во Франции.
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Но среди всех историй об одичавших детях все же есть немало относительно достоверных, подтвержденных документами и свидетельствами современников. Так, в конце XVIII века на глаза охотникам в окрестностях французского леса Сан-Серни-сюр-Ранс попадался никому не известный мальчик. Восемь раз люди пытались поймать его - но каждая попытка оканчивалась неудачей. А холодной зимой 1800 года одичавший ребёнок сам вышел к местным крестьянам. По словам местных жителей, на вид ему было лет 12-13. 

Ребенок отказывался говорить, а тело его покрывали многочисленные шрамы и ссадины. Происхождение мальчика долгое время оставалось предметом множества слухов. По одной из версий, Виктор (так назвали мальчика) был незаконнорожденным сыном одного французского нотариуса. Отец отказался от ребёнка, потому что тот был немым. 

Затем за изучение повадок Виктора взялся настоятель местного монастыря, а по совместительству исследователь живой природы Пьер Жозеф Боннатерре. Аббат решил поставить простой опыт:  раздел и вывел ребёнка на снежную улицу. Мальчик начал бегать и резвиться на снегу, чем окончательно убедил всех вокруг в том, что совершенно свободно и привычно чувствует себя в условиях холода (особенно если его движения не стесняет одежда). Позже Пьер Бонаттере  посвятил Виктору научный труд под названием «Исторические заметки о дикаре из Аверона», в котором и рассказал о своих опытах и заключениях. 

В те времена уже активно велись споры о том, что отличает человека от животного. В качестве одного из наиболее значимых факторов называли способность к речи. Так что Виктор привлёк внимание многих исследователей. Ученые мужи надеялись найти ответ на вечный вопрос: «что значит быть человеком?» с помощью дикого мальчика. 

В числе тех, кого привлекла история Виктора, был талантливый психолог, доктор Жан Марк Гаспар Итар. Французский врач и один из главных воспитателей «Аверонского дикаря» задался целью доказать, что правильный подход к ребенку и регулярные занятия помогут ему продвинуться в развитии и приобрести необходимые навыки общения. 

Увы, работа с ребёнком не принесла ожидаемых результатов. Разочарование Итара росло по мере того, как он снова и снова не получал отклика от мальчика. В итоге профессор сдался и прекратил свои опыты, а Виктор провел остаток своей жизни в клинике в Париже.

Амала и Камала (Индия, 1920 год)

Шамдео - индийский мальчик, воспитанный волками, 1972 г. Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
									Источник: http://www.bbc.com/
Шамдео - индийский мальчик, воспитанный волками, 1972 г. Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
Источник: http://www.bbc.com/

К началу ХХ века сообщения о детях, которых воспитывали животные, начали появляться уже по всему свету. Наиболее известная история такого рода произошла на севере Индии. В 1920 году один миссионер, путешествуя по бенгальским джунглям, обнаружил в лесу двух маленьких девочек, которые, как утверждается, жили в стае волков. 

Решив «спасти» девочек, охотники убили их приёмную мать, волчицу. Амалу и Камалу (так назвали детей) нашли спящими в волчьем логове. Детей устроили в приюте для сирот, надеясь, что хорошее воспитание поможет вернуть их в общество. Увы, младшая сестра, Амала, не выжила. Вторая, Камала, постепенно отказывалась от «волчьих» привычек, но очень медленно. 

Воспитатель вел журнал, в котором для себя отмечал повадки ребёнка, выращенного волками: «Она не говорила, ходила на четвереньках, ела сырое мясо и скреблась в дверь, чтобы её выпустили на улицу». Прошло несколько лет, пока людям удалось воспитать в Камале хотя бы несложные человеческие привычки.

Научное сообщество узнало об этой истории в конце 20-х годов, после того, как она попала в Британские СМИ. К тому времени девочка уже умерла от холеры. Многие десятилетия ученые спорили о том, насколько правдива история о девочках-волках. Проблема, главным образом, заключалась в неспособности Камалы говорить, а значит, и рассказать о своей жизни в волчьей стае.

Джон Себунья (Уганда, 1991 год)

Джон Себунья (Уганда, 1991 год). Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
										Источник: http://www.bbc.com/
Джон Себунья (Уганда, 1991 год). Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
Источник: http://www.bbc.com/

Один из наиболее интригующих случаев не так давно произошел в Кампале, столице Уганды. Жители пригородов Кампалы каждый день проделывают долгий и опасный путь по пыльным дорогам к месту работы в городе. Стоит один раз неправильно свернуть, — и ты попадаешь в густые джунгли.

В двух часах пути на юг от Кампалы, на краю африканских девственных лесов, расположена деревня Бомбой. Именно здесь в 1991 году произошла примечательная история. По дороге домой местная жительница заметила стаю зелёных мартышек, а с ними какое-то «тёмное существо». С удивлением поняв, что это маленький мальчик, женщина забрала ребёнка домой.

Новость о странном мальчике быстро облетела окрестности. Жители деревни приходили посмотреть на необычного ребенка. Одного пальца на ноге не было - видимо, его откусила обезьяна. Дети вспоминали, что когда мальчик впервые появился в деревне, он вёл себя как дикий зверёк и мог запросто расцарапать других ребят.

Малыш не любил находиться в доме, отказывался от одежды и приготовленной пищи, не хотел или не мог говорить. Тем не менее, мальчик, казалось, мог общаться с мартышками и даже двигался, как обезьяна. Жители деревни решили, что мальчик провел в лесу долгое время. Маленького дикаря прозвали Тарзаном, по имени знаменитого героя из произведений Эдгара Берроуза.

Местные власти установили, что удивительный ребенок – это четырехлетний Джон Себунья, который годом ранее пропал в соседней деревне. По мнению местных жителей,  именно обезьяны помогли выжить беспомощному ребенку, попавшему в джунгли. Как выяснилось позже, Джон стал свидетелем страшной трагедии: на глазах ребенка его отец убил свою жену и мать мальчика. Дальнейшая судьба мужчины неизвестна. После того, как ребенка нашли,  супружеская пара, которая держала свой собственный приют для детей, приняла решение его усыновить. Сегодня Джон уже прекрасно говорит. Пишут, что он живет самостоятельно, но с теплотой вспоминает о приемных родителях, мечтает жениться и завести много детей.

Оксана Малая (Украина, 1991 год)

Оксана Малая (Украина, 1991 год). Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
											Источник: http://www.bbc.com/
Оксана Малая (Украина, 1991 год). Постановочное фото Джулии Фуллертон-Баттен.
Источник: http://www.bbc.com/

Героиня множества документальных фильмов о диких детях, Оксана в первую очередь известна всему миру как девушка-собака. Из-за того, что девочкой не занимались, из многодетной семьи в Херсонской области Украинской ССР её забрали в детский дом. Там она большую часть времени проводила с местными бродячими собаками – полагают, что отсюда и взялись её собачьи повадки. Развитие у ребенка социальных, эмоциональных, умственных навыков, а также языковых способностей серьезно затормозилось.

Когда девочке было около семи лет, её поведение привлекло внимание специалистов. Оксана почти не говорила, ела и вела себя в точности как собака. После длительного курса лечения в Одесском доме-интернате для детей с дефектами развития она научилась свободно и правильно говорить. Однако врачи единогласно утверждали, что окончательное восстановление и адаптация к жизни в обществе для неё почти невозможны. 

Сейчас Оксана – абсолютно нормальный человек. С 2001 года она работает в Барабойском доме-интернате, там же живёт и помогает на ферме, где следит и ухаживает за животными. Во время интервью одному из национальных каналов она призналась, что мечтает когда-нибудь найти свою биологическую мать.

***

Тема одичавших детей уже давно получила развитие в литературе, кинематографе и даже в художественной фотографии. Так, прототипом главного героя знаменитого фильма Франсуа Трюффо «Дикий ребенок» как раз и стал Виктор из Аверона. А фотограф Джулия Фуллертон-Баттен в своем проекте «Феральные дети» (от латинского ferus – «дикий») рассказала истории 15 детей, волей случая изолированных от людей в раннем возрасте. На первый взгляд, снимки выполнены в сказочной стилистике, но на самом деле за ними стоят реальные события, произошедшие с брошенными детьми, вынужденными жить в дикой природе. 

За всю человеческую историю зарегистрировано более сотни подобных случаев, когда дети росли в одиночестве или среди животных, совсем вдали от социума. Как видим, такие случаи зарегистрированы не только в устной форме – «дети-маугли» становились объектом пристального наблюдения. Истории «феральных детей» свидетельствуют, что людьми нас делает не какая-то изначально заложенная  внутренняя программа поведения, а нормальное воспитание в социуме. Впрочем, достоверность большинства историй по-прежнему вызывает вопросы.
 

Евгения Шмакова


Интересно

«По словам одного этнографа, - пишет М.И. Стеблин-Каменский, - какие-то ди­кари, когда их пытались убедить в том, что обезьяны не могут быть людьми, раз они лишены дара речи, возражали, что обезьяны притворяются неговорящими, чтобы их не заставили работать, так что они, конечно, не только люди, но ещё и очень хитрые люди».

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984 г., с. 7. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU