Мир антропологии

Неандертальцам до веганов один шаг. Рецензия на трилогию «Неандертальский параллакс»

Мы публиковали рецензии на научно-популярные книги, а вот на фантастические - еще нет. Палеонтолог Алексей Бондарев решил восстановить справедливость и поделиться впечатлениями от трилогии Роберта Сойера «Гоминиды», «Люди» и «Гибриды». Неандертальцы превосходят сапиенсов во всех отношениях. Они изобрели квантовые компьютеры, но по-прежнему охотятся с помощью копий. А ещё наши родственники бисексуальны. Хотите знать больше? Читайте новый материал АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

— Автор говорит, что неандертальцы верят в ценности,
отстаиваемые Канадой: социализм, пацифизм, защита природы, гуманизм.

— О Боже, — сказал Джок.

Р.Сойер. «Люди».

Как можно испортить фантастический роман про неандертальцев? В первую очередь напрашивается самый банальный вариант: нужно взять стереотипы вековой давности, времен Марселина Буля, добавить стука дубины по голове, диалогов в духе «моя твоя пещера шатал» и дело в шляпе. Но у лауреата престижных премий Хьюго и Небьюла канадца Роберта Сойера, на мой взгляд, получилось написать оригинальное в своем роде фантастическое произведение про неандертальцев и сделать это плохо. Речь идет о трилогии «Неандертальский параллакс», включающей романы «Гоминиды», «Люди», «Гибриды». Трилогия вышла на русском языке в малотиражном издательстве «Урания» в 2014 г. Цифровые копии расползлись по сети и существует даже аудиоверсия первого романа, «Гоминидов».

В самом кратком виде сюжет «Параллакса» можно изложить так: В первой книге серии описываются два параллельных мира: мир Homo sapiens (т.е. наша реальность) и мир Homo neanderthalensis, в каждом из которых сохранилось по одному виду людей, достигших существенного уровня развития технологий. В результате сбоя эксперимента по квантовым вычислениям неандертальский физик Понтер Боддет проваливается в наш мир, производит тут вполне понятный фурор и налаживает контакт между двумя человечествами. Тем временем на той стороне тоже случается скандал связанный с исчезновением Понтера, разрешением которого является повторное открытие портала в мир глексенов (неандертальский термин для Homo sapiens). Две других книги посвящены перипетиям дальнейшего развития контактов двух видов, в фокусе внимания отношения Понтера и глексенской женщины-генетика Мери Воган. Казалось бы, тут пахнет твердой научной фантастикой, но не стоит спешить, hard science fiction представляет тут лишь тонкую прослойку, зажатую между глыб других жанров.

В первую очередь «Параллакс» можно было бы назвать нравственно-политической сатирой вроде «Путешествий Гулливера» если бы там было достаточно сатиры и остроумия, но Сойер не Свифт, он обходится длительными, неоднократными пафосными диалогами персонажей с серьезными щами и демонстрацией почти тотального превосходства неандертальцев над глексенами. Наши коренастые родственники оказываются превосходящими нас во всех направлениях, которые показались бы важными политическому активисту левого или лево-либерального толка: неандертальцы берегут природу, контролируют рождаемость, у них равенство полов, нет войн, частной собственности, религии, почти нет преступности. Они даже институционально бисексуальны! Наверняка автор сделал бы неандертальцев еще и веганами и вейперами для полноты картины, но в таком случае его бы из-под земли достали научные консультанты книги Йен Таттерсаль и Милфорд Уолпофф и сделали бы с ним что-нибудь ужасное.

Из левацкой утопии таки выбивается, например, приписываемая неандертальцам карательная евгеника и ей посвящен отдельный перечень долгих препирательств персонажей.

В науке и технике неандертальцы также лидируют и это лидерство систематически губит на корню перспективы полноценного развития сюжета, в том числе и в научно-фантастической части. Возникла проблема передачи инфекций с Земли на Землю? Вот вам идеальный лазерный обеззараживатель всего организма. Глексены стреляют в неандертальцев из пистолетов? Да не вопрос, за день слепили портативное силовое пуленепробиваемое поле. Какие-то ситуации требуют слежения, записи и передачи информации? Да пожалуйста, они носят интеллектуальные аппараты-«компаньоны», под силу которым за считанные дни начать переводить с английского, это в условиях отсутствия у  неандертальцев идеи о втором языке как таковом. Нужно создать гибридное дитя? Ну вы поняли, стоило только пошарить по кустам, так этот рояль в виде генетического синтезатора там тоже нашелся, класса Скатерти-самобранки 80 уровня.  Неандертальцы выступают эдаким гибридом представителя сверхразвитой цивилизации и «благородного дикаря» из руссоистских писаний двухвековой давности. От дикарской сущности у них остается добыча пропитания охотой. Копьями. Да, охота копьями у существ, клепающих роботов и квантовые компьютеры. Несложно догадаться, что с таким «технологическим» бульдозером все тропы сюжета становятся уныло прямыми.

Естественнонаучный, в первую очередь антропологический, ликбез составляет другую существенную часть текста. Выполнен он на сносном для художественного текста уровне, хотя в тех местах где  научное перерождается в фантастическое натяжки есть. Например тупая (вероятно) целиком моногенная картина наследования признаков. Или такой толстый момент как независимое возникновение сознания у двух человечеств в связи с тем, что кому-то напекли голову то ли квантовые эффекты, то ли возмущения магнитного поля Земли. Также наивной выглядит абсолютизация физических возможностей неандертальцев, якобы способных одним ударом по морде убить соплеменника или поганку-глексена.

Также нужно учитывать, что трилогия написана на заре палеогеномной эры и некоторые значимые вещи придумывались с ноля. Кстати, собаковолка Понтера зовут Пабо (Pabo). Спасибо что хоть «а» не удвоено.

Есть в «Параллаксе» и детективная линия (решаемая также при помощи рояля в кустах и снова же политизированная), чуть-чуть боевика, и, как сказано выше, линия любовная. В связи со сложной сетевидной брачной системой литературных неандертальцев, тема эта занимает существенную часть книги. И да, в ней есть межвидовая гибридизация, описанная в таких деталях, что книгу едва ли можно рекомендовать детям. Когда я читал эту часть текста со смартфона, я практически физически ощущал как он покрывается аляповатым узором из роз, характерным для любовных романов в мягких обложках. Автор пощадил чувства большинства населения и не стал так же детализировать однополые сцены, а было бы забавно.

Всё  перечисленное не означает, что «Параллакс» вообще не стоило писать и не стоит читать. Для объема одного романа в нем хватает динамики и идей, но на беду Сойер получил за «Гоминид» Хьюго и решил настричь капусты с читателя, раздув книгу втрое. Зря. По той причине что книг хоть как-то затрагивающих антропологическую тематику в подобном разрезе не так уж много, я бы порекомендовал читателям, увлеченным ею и научной фантастикой, прочитать «Гоминидов» и на том остановиться, а кто рискнет добраться до невнятного финала всей трилогии - пеняйте на себя.

После прочтения «Параллакса» я не рискую приступать к каким-либо другим книгам Р.Сойера, т.к. боюсь, к примеру, вычитать про то, насколько прилежно платят алименты инопланетяне и про то, что они пользуются социально справедливой прогрессивной шкалой налогообложения. И так несколько раз по кругу.

"Два" является конечным числительным в некоторых языках Амазонии, например, в языке араваков. Большие числа показываются "на пальцах".

Источник: Science Illustrated, №3(08) 2011, с. 40.