Мир антропологии

Публикации

20.07.2020
Как люди завоевали планету: читаем науч-поп на пляже
Интересуетесь происхождением человека? Хотите знать, куда пропали австралопитеки и когда именно появился человек разумный? Специально для вас - книга французского биолога Жан-Батиста де Панафье «Сапиенс для пляжа». Книга издана в серии «Наука на отдыхе» -- но, хотя произведение читается легко, оно отнюдь не развлекательное, а очень даже серьёзное. Книгу выпустило издательство «Бомбора».
06.07.2020
Как на самом деле умер Ричард III
В издательстве «Бомбора» вышла замечательная и важная книга палеонтолога Брайана Свитека «Кости: скрытая жизнь». В ней автор объясняет, как появился наш скелет, какие функции он выполняет и что наши потомки смогут узнать о нас, когда эти удивительные скопления минералов и белка будут единственным, что мы после себя оставим. С разрешения издательства мы публикуем отрывок из книги – о том, что учёным «рассказали» кости Ричарда III.
04.06.2020
Добыча известняковых блоков в эпоху Древнего Царства. Эксперимент в вади эль-Джарф
Недавно в «The Journal of Ancient Egyptian Architecture» был опубликован отчёт группы французских учёных об эксперименте по добыче известняковых блоков с помощью приёмов, использовавшихся в Египте эпохи Древнего Царства.
Публикуем перевод этой статьи с французского, выполненный Маргаритой Рыбиной (в pdf).
29.05.2020Александр Борисович Соколов
Блондинки не пропадут!

Меланин, придающий цвет волосам, производится пигментными клетками, находящимися в волосяном фолликуле. Отсюда меланосомы перемещаются в кератиновые волокна, формирующие стержень волоса по мере его роста. Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы. Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

19.05.2020Ярослав Всеволодович Кузьмин
Древнейшие Homo sapiens Европы в пещере Бачо Киро (Болгария): знали ли они своих неандертальских «соседей»?
На сайте журнала Nature 11 мая 2020 г. появилась статья, в которой представлены новые данные об очень раннем Homo sapiens Восточной Европы на хорошо известной стоянке Бачо Киро (Bacho Kiro) в Болгарии. Прямое радиоуглеродное датирование позволило определить время присутствия человека современного анатомического облика в этом регионе около 45 800 лет назад.
28.12.2019Александр Борисович Соколов
Каждый год в декабре мы подводим научные итоги и выбираем 10 самых-самых открытий года. Самых ярких, самых необычных, самых неожиданных или наоборот, долгожданных. И каждый раз нам бывает трудно выбрать, потому что в археологии, антропологии, приматологии постоянно что-то интересное происходит, и за год такого набирается много. Тем не менее, мы опять сжали волю в кулак и выбрали 10 научных хитов.
23.11.2019Александр Кузнецов
Заселение Палау, или Что скрывают от учёных?
Кто из нас, хотя бы в детстве, не мечтал оказаться на необитаемом острове, первым встать ногой на новой земле и приступить к её покорению? Сложно сказать, мечтали ли об этом предки современных народов Океании, но им в свое время удалось это сделать! И если предания, описывающие недавние миграции полинезийцев, сохранились до наших дней, то информацию о более ранних этапах заселения тихоокеанского региона приходится получать из других источников, разрозненных и скупых.
06.11.2019Станислав Владимирович Дробышевский
Криогений 720-635 миллионов лет назад: Земля-снежок
Криогений – период, название которого говорит само за себя (он совпадает со второй половиной верхнерифейской эры по российской шкале). Лапландское, или варангерское оледенение было самым мощным за всю историю планеты, следы его обнаруживаются от Австралии и Африки до Китая, Сибири и Северной Америки. В это время температуры упали катастрофически, на экваторе стояли такие же морозы, как в нынешней Антарктиде – от -23 до -43°C. Планета вплотную приблизилась к критическому состоянию «Земли-снежка», когда заледеневшая вода отражала почти весь солнечный свет, отчего температура понижалась, отчего замерзало еще больше воды, отчего альбедо – отражение – только росло, так что шансы на размораживание со временем только падали.
06.09.2019
Конгрессмен и мумии Наски: когда лженаука хуже, чем фильм ужасов
Приключения «мумий инопланетян из Наска», в разоблачении которых участвовала редакция АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, продолжаются. Любопытно, что в этой заокеанской истории фигурируют имена и российских учёных, и российских лжеучёных.
02.09.2019
Королева каменного века: Дороти Гаррод и превращение археологии в профессию
Глубокая трещина делит историю европейской археологии на две части. С одной стороны перед нами – герои-исследователи, мужчины и женщины, романтично рисковавшие, чтобы раскопать артефакты в дальних странах, а затем отправить их в европейские музеи, вдали от тех культур, которые их произвели. Эти археологи-любители писали книги о своих приключениях, в которых смешивали впечатления об экзотических путешествиях с глубокими знаниями неевропейской древней истории (впрочем, иногда в книгах встречались и сомнительные гипотезы о прошлом).

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

Еще недавно считалось, что продолжительность жизни у людей примерно в два раза превосходит продолжительность жизни шимпанзе (см. размышления на эту тему здесь).  В 2009 году в American Journal of Physical Anthropology описан случай успешных родов у шимпанзе в возрасте 65 лет...

Источник: Cloutier C.T. et al. 2009. A semi-free ranging chimpanzee (Pan Troglodytes) gives birth at 65 years of age: Implications for delayed reproductive senescence // AJPA 138 (Supplement 49), 107.