Мир антропологии

Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразования. Африка

URSS, 2013

Мы регулярно получаем письма от наших читателей, интересующихся вопросом возникновения современных рас. А ведь это – одна из центральных проблем антропологии, причем в последние годы на данную тему на русском языке не выходило ничего приличного. Зато спекуляций (в том числе – откровенно расистского характера) – хоть отбавляй. Недостаток достоверной информации усугубляется фактическим запретом на расоведческие исследования на Западе. Поэтому предлагаемая Вашему вниманию книга более чем актуальна.

На самом деле это только 1-й том, т.к. автор задумал целую серию.

Книга состоит из двух частей.

Первая, меньшая, посвящена основным закономерностям расообразования.  С.В. Дробышевский очень кратко останавливается на основах классификации современных рас, расодиагностических признаках и их относительной ценности. Далее повествование посвящено возникновению вида Homo sapiens и начальным этапам расообразования. Дан обзор основных концепций возникновения человеческого вида и его рас. Автор рассматривает трудности, с какими приходится сталкиваться исследователям этих вопросов. Затем - обзор основных вариантов и факторов расообразования (прежде всего – генетико-автоматических процессов) с конкретными примерами основных рас человечества.

Вторая часть книги посвящена возникновению рас Африки: негроидный краниологический комплекс, древнейшие находки, относимые антропологами к виду Homo sapiens, а также плейстоценовые находки "протонегроидов". Проанализировав ряд ископаемых находок, автор делает заключение, неутешительное для сторонников ортодоксального полицентризма: искать непосредственные корни современных рас среди палеоантропов и тем более архантропов – бессмысленное занятие. Однако в позднем плейстоцене уже можно видеть группы, с большой вероятностью являющиеся предковыми для современных рас.

И, наконец, возникновение конкретных рас Африканского континента. С.В.Дробышевский использует одну из классических расовых классификаций и стандартное разбиение континента и окрестных архипелагов на зоны. Последовательно разбираются негрская раса, центральноафриканская, южноафриканская, расы Мадагаскара, восточноафриканская раса, расы востока и запада Северной Африки, а также Макаронезии. При рассмотрении каждой расы и каждого региона автор методично придерживается последовательности:

• история вопроса,
  • характерный морфологический комплекс (преимущественно краниологический),
  • разбиение расы на мелкие таксономические подразделения,
  • и, наконец, палеоантропологические находки с конца плейстоцена – начала голоцена по историческое время.

В качестве достоинств книги можно отметить огромный массив литературного материала, задействованный автором: он включает работы с XIX века по настоящее время. Список литературы  получился больше, чем в какой-либо книге на аналогичные темы, опубликованной ранее. Широко использованы данные генетики, лингвистики, археологии, палеогеографии и других смежных наук. Благодаря этому можно надеяться, что был охвачен максимум мнений и фактических данных, а выводы приобретают особый вес. Описание типологических характеристик ископаемых находок носит специальный характер, но это компенсируется приводимыми в конце каждой главы промежуточными выводами.

Каковы же основные выводы автора? Их три:

1. Мнение о необычайной древности экваториальной расы в современном варианте автор считает необоснованным.
  2. Автор утверждает, что существует биологическая преемственность с конца плейстоцена для европеоидов Северной Африки и южноафриканской расы. Для негрской расы эволюция прослеживается с раннеголоценовых времён. Что касается центральноафриканской (пигмейской) и эфиопской рас, то их прямые предки остаются неизвестными.
  3. По мнению С.В.Дробышевского, основные границы ареалов главных рас за последние 10 тысяч лет менялись слабо.

Впрочем, этим глава не ограничивается: приведено краткое резюме истории каждой расы африканского континента. Заканчивает автор оптимистичным мнением о перспективах изучения истории рас Африки.

Отметим огромное количество иллюстраций – в книге можно увидеть изображения почти всех ископаемых находок древних людей на континенте.

Монография содержит наиболее полный из публиковавшихся обзор мнений по вопросам расогенеза в Африке. Приятного чтения!

Книга написана на кафедре антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Рецензент: Харитонов В.М., кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института и Музея Антропологии МГУ.

Книга на сайте издательства