Достающее
звено

Древние приматы

Первое известное приматоподобное млекопитающее – пургаториус (Purgatorius) – найдено в отложениях верхнего мела и раннего палеоцена США. Это был небольшой, размером с мышь, зверёк, живший на деревьях и питавшийся насекомыми. Пургаториус является возможным предком приматов, хотя его систематическое положение остаётся неопределённым. Тогда же возникали и другие родственные группы млекопитающих: шерстокрылы, летучие мыши, прыгунчики. Морфология всех этих зверей очень примитивна. Древнейшими родственниками приматов являются плезиадаписовые и тупайи.
Адапоиды (Adapiformes или Adapoidea) – адапиды (Adapidae), нотарктиды (Notharctidae) и сиваладапиды (Sivaladapidae) – жили в эоцене в основном в Европе и Северной Америке, но известны также из эоцена Северной Африки, а в Азии дожили даже до верхнего миоцена. Они были размером примерно с кошку, питались растениями, а некоторые и насекомыми, вели дневной или сумеречный образ жизни.
Начальные этапы эволюции высших приматов известны по трём группам: эосимидам, амфипитецидам и парапитецидам из эоцена и олигоцена Азии и Северной Африки. Конечно, это не значит, что только там жили древнейшие антропоиды, или что именно там от них возникли последующие группы. Просто именно в этих местах были подходящие условия для сохранения ископаемых останков, и именно тут их нашли палеонтологи.
Древнейшие широконосые достоверно известны из верхнего олигоцена и нижнего миоцена Южной Америки. Древнейшим представителем, вероятно, была Branisella, найденная в Боливии и имеющая датировку 27 млн. лет назад, в 1991 г. из тех же слоёв был описан Szalatavus, что даёт надежду найти в Америке и более древних обезьян.
Низшие узконосые представлены в ископаемом виде великим множеством форм. Признаки самые древних узконосых не позволяют надёжно отнести их к мартышковым или человекообразным, так что их иногда выделяют в особую группу "ранних узконосых" – Eocatarrhini; в этом случае мартышковых и человекообразных объединяют в "настоящих узконосых" – Eucatarrhini.
Древнейшие мартышковые появились не менее 15 млн. лет назад, они известны из нижнего миоцена Египта и Ливии – Prohylobates – и среднего миоцена Кении и Уганды – Victoriapithecus.
Гоминоиды появились в позднем олигоцене и пережили свой расцвет в миоцене. Известно огромное множество ископаемых видов, из которых подавляющее большинство являются тупиковыми формами.
На роль предков гиббонов выдвигались разные ископаемые приматы.
Хотя остатки черепной коробки гигантопитеков доселе не попали в руки антропологов, по размерам  челюстей можно предположить, что объём мозга у этих обезьян должен был быть заметно больше, чем у гориллы. А ведь максимальный размер мозга гориллы превосходит минимальный нормальный размер мозга человека! Стало быть, у гигантопитеков средний размер мозга должен быть примерно в пределах значений питекантропов.

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.