English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Готы vs готы

Имя готов не сходит с исторической арены уже почти две тысячи лет. Если раньше готы держали в страхе весь Старый Свет, а их потомки вплоть до XV века весьма успешно существовали в Крыму, то сегодня готы держат в страхе разве что набожных старушек. Конечно, в первом случае речь идет об одном из германских племен, во втором – об одной из популярных современных субкультур.

Для того, чтобы разобраться, кто такие воинственные древние готы и чем они отличаются от готов, кучкующихся возле метро, мы решили их сравнить. А вот что получилось – Вы можете посмотреть в небольшой таблице. Итак:



Так изображают древних готов художники в XXI веке
А это готы современные

ГОТЫ древние

ГОТЫ современные

История происхождения

«С острова Скандзы, кузницы народов, или, вернее, как из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы…», - так описывает легенду происхождения этого народа готский историк Иордан. Считается, что в самом начале I века нашей эры население Южной Швеции и/или острова Готланда (легендарной Скандзы) переселилось на юг Балтийского моря, в устье реки Висла. По легенде, переселение возглавил король Бериг. Но некоторые исследователи думают, что он был только одним из предводителей многочисленных скандинавов, переселившихся на Большую землю. Уже с конца II века готы постепенно стали продвигаться на юг (по легенде, при пятом короле по имени Филимер они двинулись в страну Ойум с плодородными землями и полноводными реками), и в самом начале III в. появились на территории современной Украины – в районе верхнего течения реки Днестр. В это время готский народ вплотную приблизился к границам Римской империи, что не осталось без последствий. В течении нескольких десятилетий готы, в союзе с другими племенами, вполне успешно грабили провинции Римской империи, были даже в Александрии Египетской. Лишь только в начале IV века, подписав мир с Константином Великим, готы успокоились и с этого времени начинается их «золотая эра». В это время они расходятся по Восточной Европе, заключая союзы с местными племенами, или подчиняя их себе. Это время археологи связывают с существованием высокоразвитой черняховской культуры. Под руководством гота Германариха здесь даже возникло что-то вроде варварского королевства. Но, по преданию, в 375 году пришедшие племена гуннов заставляют готов уйти с насиженных мест. В V в. они появляются в Испании, Южной Франции, Италии, и, разгромив Западную римскую империю, основывают королевства вестготов и остготов. После этого, готы постепенно исчезают с исторической арены, их культура трансформируется, они перерождаются в других – основателей уже иной Европы, существующей по сей день. И только в горном Крыму, вплоть до XV века, существовали потомки тех самых готов, но и им было суждено кануть в Лету…

 

Субкультура современных готов зародилась в конце 70-х годов ХХ века в Великобритании. Сложно назвать конкретного человека, ставшего основателем данной субкультуры. Зарождение субкультуры готов происходило на базе панк-движения. «Родоначальниками готов» являются музыкальные коллективы - в то время, когда влияние панка в Британии стало ослабевать, начал зарождаться абсолютно новый музыкальный жанр, получивший название пост-панк, а со временем – готик-рок. Непосредственно развитию и распространению готической субкультуры способствовала эволюция музыкального жанра готик-рок. В 1981 году вокруг музыкальных коллективов сформировалось новое молодежное движение, поклонники творчества не только слушали музыку, а также перенимали элементы внешнего вида и поведения музыкантов. В июле 1982 года в Лондоне был открыт музыкальный клуб Batcave, что предположительно считают датой возникновения субкультуры.  К 1983 году, уже вполне уверенно можно было говорить об окончательном утверждении новой субкультуры. Своего расцвета субкультура достигла, распространяясь вместе с популярностью таких исполнителей, как: Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees.

Происхождение названия

Считается, что готы говорили на одном из германских диалектов. В письменных источниках можно встретить много вариаций имени готов: гауты, гуты, гутоны, гутаны, готоны... Много также и версий значения этого слова. Но основных две: «выливающий» (то ли – живущий у реки, то ли – изливающий порождающее семя) и «человек» - многие народы часто называли себя просто людьми, а для других казалось, что они произносят имя своего народа.

Название субкультуры готов, а также музыкального жанра готик-рок, как уже упоминалось, появилось в английском языке в начале 80-х годов. Кто стал автором такого наименования точно сказать невозможно, хотя впервые данное обозначение музыки, текстов песен и поведения рок-музыкантов было использовано в прессе журналистами Melody Maker и NME. При этом изначально такое определение употреблялась рецензентами в ироническом значении - «готический» (в английском языке означает также варварский, грубый, жестокий) - таким образом пытались сделать акцент на мрачность мелодий, их композиционную простоту.

Существует еще одна версия, согласно которой название субкультуры своим появлением обязано вокалисту группы Southern Death Cult - Иэну Эстбери, который прозвал своего приятеля  Энди Макэллиота из коллектива Sex Gang Children «Готическим гоблином», а его фанатов – «готами». Однако, Эстбери скорее способствовал распространению термина, нежели изобрел его. Так в октябре 1983 года, с его «подачи» в журнале Zig Zag Журналистом Томом Вэгом были описаны «орды готов», и с этого момента название субкультуры надежно закрепилось в своем значении.

Другое дело, что само слово «готический» у большинства людей ассоциируется не с племенами готов, а с готическим архитектурным стилем – довольно строгим и мрачным. Кстати, мрачность готической архитектуры дала название целому литературному направлению – готической литературе XVIII-XIX вв. Это были такие себе «ужастики», предтеча нынешних триллеров. При этом слово «готический» употреблялось в значении «мрачный, средневековый». Поэтому, все же, скорее всего, название музыкальной готики имеет прямые корни в названии готической архитектуры. Другой вопрос, откуда произошло само название «готическая архитектура». Тут мнения исследователей расходятся. Одни уверены, что слово «готика» произошло от итальянского «gotico», что буквально означает «готский, варварский». Другие же  вполне резонно считают, что это слово происходит от немецкого «Gott», то есть «Бог», так как в готическом стиле наиболее часто возводили именно культовые постройки.   

Он был древним готом...

Антропологический тип

Римский офицер и историк Тацит так говорил о германцах, к которым принадлежали готы: «Жёсткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… Они вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление». Рисуется образ неких рослых и физически крепких людей. Но не всё так просто. По своей сути готы – собирательное название многих германских племен и какой-то единый антропологический тип среди них выделить сложно – уж слишком много в них было намешано. Точно можно сказать, что, как правило, они были узколицыми и не самого низкого роста (160-170 см). Хотя и тут не без исключений.

Следует отметить, что готическую субкультуру нельзя рассматривать как исключительно молодежную, ее представителями могут быть как подростки, так и взрослые люди, ограничений в возрасте представителей субкультуры нет. На данный момент, в общем, субкультура представлена людьми от 14 до 45 лет и старше. Следует сказать, что количество женщин старше 30, являющихся представителями данной культуры, значительно ниже числа мужчин того же возраста. Что касается расового состава, то представители субкультур готов преимущественно европеоиды. В целом интересы представителей субкультуры соответствуют стандартам современного среднего класса, уровень образования современных готов – выше среднего, увлечение «готикой» во всех ее проявлениях не мешает современному человеку обрести высокий социальный статус, или иметь другие увлечения в области искусства, науки.

Территория, на которой готы жили в Восточной Европе
Сейчас движение готов популярно и в Азии

Территория распространения

Готы много раз меняли своё место жительства – недаром их называли «блуждающий народ». Переселившись из Скандинавии, готы жили на севере Центральной Европы, а потом и вовсе заняли огромную территорию в Центральной и Восточной Европе: от Одера до Дона. Затем, переселившись в Западную Европу, обосновались на юге Франции, Испании и Италии. Но дальше старушки-Европы – ни-ни, ни ногой.

В настоящее время истинных представителей готической субкультуры мы можем встретить преимущественно на Западе: в Великобритании, США, Франции, Германии, Скандинавии; также готические сообщества существуют в Канаде, Австралии, с недавнего времени – с 1998 года – в Сингапуре, Эстонии. Приблизительно с начала 2000-х годов готическая субкультура приобрела широкую популярность в Азии, а именно – в  Японии. Также готическая субкультура имеет представителей в государствах Карибского бассейна и в Латинской Америке, хотя и не достигла еще широкого распространения. Следует сказать, что в страны постсоветского пространства субкультура пришла в довольно искаженном виде. В государствах Восточной Европы представители готической культуры – немногочисленны, хотя и имеют свои локальные сообщества, однако представители субкультуры там часто сталкиваются с враждебностью, вызванной экзотическим внешним видом и увлечениями готов.

Железные топоры - свидетельство воинственности древних готов

Войны и агрессия

Сказать, что готы были воинственным народом – значит, ничего не сказать. С самого начала своего существования они воюют. Переселившись в устье Вислы, воевали с местными племенами – ругами и вандалами, воевали с нашими предками – ранними славянами, а король Германарих обложил данью племена вплоть до Волги и Прибалтики. Ну и уж о противостоянии с Римской империей говорить нечего: заклятые враги время от времени превращались в заклятых друзей, и наоборот. «Скифские войны» III века, грабительские вылазки в начале IV века, а потом и вовсе – захват и разграбление Рима в 410 году вестготами, существование отсготских и вестготских королевств в V-VIII вв. Кстати, римляне часто нанимали готских воинов и щедро платили им.

Все древние авторы сообщают, что по своей натуре готы были довольно агрессивными и война не была для них чем-то неординарным. И вообще – убить врага для них считалось неким признанием мужества. Правда, не всегда и не везде они были такими – например, данные археологии и антропологии говорят, что в середине IV века на территории Восточной Европы, в основной своей массе они были весьма мирными и безобидными, существовала только дружина – что-то вроде воинов-профессионалов. Просто воевать было не с кем. К этому времени готы и так всех изрядно запугали…

Готическая субкультура, как культура экспрессивная и несколько депрессивная, по мнению большинства социологов отнюдь не является агрессивной и не представляет опасности для общества. Хотя не исключено, что некоторые ее представители и могут составлять исключение.

Еще одна реконструкция древнего гота
Современная готская семья

Одежда

На исторической арене готы пребывали почти шесть столетий. Конечно, как и у любого другого народа, мода у них не оставалась неизменной всю историю существования. Об одежде готов мы можем судить по трем источникам: по свидетельствам древних авторов, по изображениям на римских вещах: монетах или предметах искусства, и по остаткам вещей в погребениях готов.

Тацит, описывая германцев во 2 веке нашей эры, так говорил об их одежде: «Верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. … Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей… Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них». Видел ли такими готов сам Тацит, или их ему так описали – нам не известно. Своими же глазами мы можем посмотреть на готов, изображенных их современниками и закадычными друзьями – римлянами. Например, на медальоне императора Валентиниана I, на котором готы изображены поверженными, на мужчине-готе была узкая «жемчужная» диадема, туника и штаны, а на женщине – длинная туника с богато украшенными рукавами и плащ и коническая шапка, что-то вроде башлыка. Конечно, в этом случае изображались богатые готы. Но довольно сложно сказать, насколько такие изображения близки к истине. Известно, например, что плащ и штаны вообще были очень характерны для германских народов. Окончательно помогают нам  разобраться в готском одеянии вещи из погребений. Когда древний гот умирал, на тот свет его отправляли в одежде – богатых готов в богатой одежде, победнее – в лучшей или в той, что есть. Фиксируя погребения с элементами одежды, археологи прекрасно знают, как изменялась мода у готов за все почти шесть веков их истории. Но всегда объединяющими элементами были застежка или две (фибулы), скрепляющие плащ, пояс, к поясу мужчины могли подвешивать нож, а девушки и женщины – подвески или мешочки с «женским» скарбом. Еще готки одевали различные металлические подвески и бусы (янтарные, стеклянные или из полудрагоценного сердолика), а в волосы втыкали костяной гребень. В общем, женщины всегда оставались женщинами. Но, конечно, вряд ли мы можем как-то определенно говорить о готской одежде – уж слишком долго и на большой территории они жили. Глупо ожидать, что готы, вышедшие из Скандзы и готы, оканчивавшие свой век в Италии и Испании, ходили в одном и том же. Мода на вещи очень изменчива. Как и все в нашей жизни…

Внешний вид – одежда и обувь, атрибутика, прически и макияж – являются одним из важнейших составляющих субкультуры. Как уже было сказано, законодателями готической моды были музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники, а так как готическая субкультура зародилась на основе панк-движения, то на начальном этапе ее существования характерное значение придавалось отдельным элементам имиджа панков – пирсингу, ирокезам и прическам в виде «шипов». Таким образом, готическая мода 80-х была более эпатажна, нежели сейчас. Большую часть вещей  представители субкультуры шили себе сами, или переделывали уже купленную одежду (перекраивали, разрывали, перекрашивали, украшали нашивками, шипами, булавками), украшения также изготавливали из подручных материалов.Основными элементами и атрибутикой готического имиджа являются: черный цвет – преобладающий в одежде, характерный макияж, аксессуары: анх – древнеегипетский символ бессмертия, кресты, магические или оккультные знаки.Также внешний вид зависит от конкретного стилевого направления, к которому принадлежит гот.

Одежда гота может быть облегающей – тесной, свободной. Женщины часто носят корсеты (бархат, парча, кожа, латекс). Мужчины  – преимущественно брюки и рубашки. Обувь – часто кожаные сапоги, на высокой платформе или на каблуках (у женщин – на тонкой шпильке) с высоким голенищем, или ботинки армейского типа.

Макияж используется и мужчинами и женщинами, как правило, его наносят перед посещением концертов, клубов, тематических вечеринок. Основные элементы макияжа: белая пудра, темная подводка для глаз, черная или красная губная помада. Иногда используются контактные линзы – красные, ярко-зеленые, желтые. К аксессуарам также относится пирсинг и накладные клыки, в редких случаях представители субкультуры «украшают» себя татуировками. У современных готов прически не претерпели особого изменения, представители субкультуры носят длинные волосы или волосы средней длинны, выкрашенные в черный или ярко-белый цвета, прямые или торчащие в разные стороны, в виде шипов или ирокезы – когда волосы по бокам выбривают или подстригают очень коротко, а сверху поднимают и фиксируют в виде шипов или спутывают в комок. Также некоторые представители субкультуры предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX веков («викторианские готы» или «романтические готы»). Женщины носят длинные платья, корсеты, вуали из кружева, перчатки, декоративные зонты. Мужчины – фраки, цилиндры, блузы, иногда трости.  Иногда можно увидеть готов «вампирской» внешности, по стилю одежды они похожи на викторианских. Среди некоторых готов популярен стиль вестерн – ковбойские шляпы, кожаные жилеты, штаны с бахромой, ковбойские сапоги. Этот стиль вошел в моду благодаря группам Fields of the Nephilim и The Cult, которые использовали данный имидж, чтобы создать образ романтиков-одиночек. К данному стилю также примыкают поклонники готабилли, чей стиль одежды – ретро. Готическая мода близка по стилю к таким направлениям как, например, риветхедов или поклонников металл-музыки. Выражается это в виде аксессуаров, которые нередко носят готы – цепи, ошейники, вещи фетиш-культур. В 1990-х внутри субкультуры готов выделилось такое направление, как кибер-готы, их мода представляет собой нечто среднее между готической и индустриальной модой. Представители этого стиля носят одежду и аксксуары ярких – «кислотных» цветов, из ненатуральных тканей. В настоящее время готы не могут позволить себе постоянно поддерживать выбранный стиль в повседневной жизни, поэтому они стараются сохранять в своём облике хотя бы его отдельные элементы. Интересно отметить, что на современном этапе готический стиль используют в своих проектах кутурье различных домов высокой моды: Джон Гальяно, Александр Маккуин, Жан-Поль Готье, Ёдзи Ямамото.

Готская группа Sex Gang Children

Музыка

О музыке готов мы знаем меньше всего. А точнее даже практически ничего. Знаем только, что, как и у любого народа, она у них существовала. Уже многократно упоминавшийся Тацит, писавший о древних германцах, сообщал о неких песнях, с которыми  воины отправлялись в бой, а также об особом напеве без слов (так называемый «бардит»), исполнявшемся в виде сильного непрерывного гула, видимо, для устрашения врагов. Известны находки германских костяных флейт и даже струнных инструментов – лир. Однако, во-первых, эти находки были сделаны не на готской территории, а во-вторых играть на них все равно невозможно. Поэтому что собой представляла музыка древних готов, для нас так и останется загадкой.

Субкультура сформировалась вокруг жанра готик-рок (первый готик-рок по своему стилю был тесно связан с панк-роком, однако имел существенные музыкальные отличия: более медленный ритм, минорный лад, меньшая тяжесть), но со временем готические элементы проникли и в другие музыкальные направления. Сейчас к готической музыке относятся много разных стилей, которые пользуются одинаковой популярностью среди представителей готической субкультуры. К готической музыке относятся также дет-рок (сформировался в 1970-х годах в США Для данного жанра характерны манера исполнения и тексты, эксплуатирующие тематику фильмов ужасов) и дарквейв (жанр сформировавшийся в конце 1980-х гг., относящийся к готик-року, но испытавший на себе влияние электронной музыки). А также ее производные жанры, например наиболее популярный готик-металл, стиль исполнения которого сформировался в начале 90-х гг. Основой для данного жанра стал дум-металл, впитавший элементы готик-рока.

Мифология. Отношение к сверхъестественному и смерти.

Как и любой древний народ – готы имели очень обширную мифологию, включающую в себя огромное количество легенд, богов, героев и мифических существ. Другое дело, что о мифологическом мире непосредственно готов мы знаем мало, а судить о нем можем, в основном, по более поздним, раннесредневековым скандинавским источникам. Поэтому все мифологию древних германцев так и рассматривают – как часть германско-скандинавской.  Итак, верховным богом германцев, а, возможно, и готов, был Один (или Вотан). Вместе с ним, всем руководили еще двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Все они принадлежали верхушке пантеона – асам и жили в стране богов Асгарде. Боги и духи рангом пониже – ванны, турсы, альвы, норны и валькирии – либо дружили с ними, либо враждовали. Пожалуй, самыми романтичными богами, а точнее богинями, была богиня любви Фрея, богиня плодородия златоволосая Сиф и хранительница молодости Идун. Интересно, что археологи, занимающиеся изучением готов, часто находят специфические подвески в виде секирок, которые получили название «молот Тора». Посвящения богам найдены в Скандинавии и на камнях, которым древние готы тоже покланялись. Не случайно и то, что большинство умерших готы клали головой на север: согласно скандинавской мифологии именно там находилась страна мертвых, в том числе и Вальхалла – зал во дворце Одина, в котором пировали павшие в бою воины. Сложно сказать, насколько готская и скандинавская мифологии были близки – в этом отношении археологические свидетельства молчаливы. Ясно и очевидно одно – древние готы обладали удивительной мифологией, которая оказала влияние и на мировоззрение всей будущей Европы.

Но нельзя и не сказать о том, что в начале IV века часть готов стала христианами, причем раньше остальных германцев. Они восприняли учение Ариана, т.н. арианскую ересь, а гот Вульфила, ставший первым готским епископом, даже перевел на готский язык Библию, которая стала замечательным памятником для изучения этого редкого и уже мертвого языка.

Следует сказать, что очень сложно провести параллель между готической субкультурой и какими-либо религиозно-мифологическими течениями. Готы могут исповедовать любую веру, например: христианство, язычество, а могут не исповедовать никакой религии. Могут быть как атеистами, так и агностиками, могут увлекаться оккультизмом или магией. Однако, это абсолютно не значит, что готы – приверженцы темных сил, почти никто из представителей субкультуры не является сатанистом или дьяволопоклонником. Все духовные взгляды «готов» преимущественно проявляются в музыке, некоторые группы, в своих текстах, открыто проявляют симпатию к христианству или к оккультным и неоязыческим учениям. Безусловно, следует отметить, что антирелигиозные и антихристианские мотивы проявляются в творчестве некоторых музыкальных групп, но не являются общими. Также среди приверженцев субкультуры распространено такое явление, как совмещение элементов разнообразных духовных направлений, что в итоге воплощается в эклектичные, т. Е. «индивидуальные религии». Существует ошибочное мнение, что готическая культура – культура сама по себе «мрачная» и многие ее представители склонны к суициду, стремятся покинуть этот «бренный мир», однако это вовсе не так.Вполне возможно, что данное обвинение было сформировано на волне общей критики в адрес готов, так как в песнях некоторых готических групп часто звучат темы депрессии, смерти, загробной жизни; кроме того, что некоторые подростки, подражающие данной культуре, принимали попытки инсценировать самоубийство. На самом деле такая практика не распространяется среди настоящих, взрослых готов, но подобный имидж, к сожалению закрепился за представителями культуры. В готической субкультуре часто применима атрибутика, макияж и одежда вампирского стиля. Значит ли это, что готы верят в существование вампиров – вряд ли.))

В целом же готы - очень миролюбивая субкультура

Отношение к естественному и жизни. Нравы и обычаи.

Сведениями о нравах древних готов наука практически не располагает. Однако от античных авторов нам немного известно о нравах германцев, к которым принадлежали готы. Так, Тацит пишет о строгости нравов и о крепости семейных уз. А еще германцы были гостеприимными, большими любителями выпить и очень азартными людьми. Что ж, археологическое подтверждение этим словам найти можно. Немалое количество фрагментов амфор на черняховских поселениях и кубков из глины и стекла в погребениях вполне могли бы говорить о нежном отношении к алкоголю у готских племен. Ну, а остальное остается только принять на веру.

Что касается отношения древних готов к интимной жизни – то и тут мы оказываемся заложниками конкретных фактов, а точнее их отсутствия как среди археологических находок, так и в письменных источниках. Судя по первым, нельзя сказать, что они были почитателями культа фаллоса, но в то же время тот факт, что только в III-V вв. они довольно активно размножались (можно даже говорить о подобии демографического взрыва), говорит о том, что какой-то толк в размножении они всё же знали ;)  

Одной из психологических основ готического движения является «пассивный» эстетический протест против устоявшихся стереотипов, норм морали и культуры поведения. Для представителей субкультуры зачастую характерны замкнутость и немногословность. Однако, неправильным будет утверждение, что все представители готической субкультуры имеют единое мировоззрение, хотя внутри самого общества готов, его локальных групп, часто формируются свои нормы поведения и стандарты. Большинство готов вполне успешно интегрируются в окружающее их общество, вполне успешно выполняют свою функциональную роль в нем. Готы склонны проявлять уважение к любым формам самовыражения личности, крайне редко данная субкультура выражает жесткую критику в адрес иных субкультур или общества в целом. У представителей субкультуры сложилось особое понимание женственности и мужественности, сексуальности и норм взаимоотношений между полами. Готы, как правило отличаются особой терпимостью к представителям сексуальных меньшинств, тем не менее большинство представителей субкультуры гетеросексуальны. Любовь и секс четко разграничиваются теми представителями субкультуры, которые допускают их разрывное существование. Большинство же представителей склонны к романтическим отношениям, сексуальная составляющая которых может быть сведена к минимуму, но это не является правилом. В сексе также допускаются всевозможные эксперименты, но лишь по договоренности обоих сторон. Особую роль играет восприятие гендерных ролей – уважение личного пространства женщины, либо проявление последними инициативы при знакомстве.

Печаль и мистика - вот главные союзники готов...

Отношения с окружающими

Выше мы уже писали, что готы были довольно воинственным народом. Поэтому отношения с окружающими у них складывались довольно сложно и не ровно в течении всей их истории. Главным их закадычным врагом и злейшим другом всегда был Рим. Жители Римской империи были и оппонентами, и учителями, работодателями и карателями. Когда, после вторжения полчищ гуннов, готы вынуждены были переселиться на территорию Римской империи, последняя стала для них спасительницей. Но готы же и немало потрудились над ее падением. В общем, отношения с Римом во многом зависели от того, как политическая карта ляжет. А вот с сарматами, например, готы, по всей видимости, быстро нашли взаимопонимание и заключили союз на равных. Точно так же как и со многими родственными германскими племенами, вместе с которыми очень успешно грабили римские провинции. Не очень хорошие отношения, по всей видимости, были у готов с нашими далекими предками – славянами. То в леса их прогонят, славянок в жены себе наберут. Как бы то ни было, очевидно, что уважение к готам в древнем мире было очень большое, и – стоит думать – весьма заслуженное.      

Готическая субкультура постоянно подвергалась и подвергается острой критике с различных сторон. В средствах массовой информации – готический образ часто представлен в искаженном, негативном виде – принимая во внимание их экспрессионизм, и увлечение декадансом, а также эксцентричный внешний вид, СМИ удалось сформировать стереотип субкультуры агрессивной и склонной к суициду. Подобное отношение к представителям культуры нашло отражение и в кинематографе. Персонажи, являющиеся готами, в фильмах выступают в отрицательных ролях, вселяя своим видом и поведением страх и отторжение. Со стороны консервативных кругов, критика связана с неприятием общества отдельных элементов готической субкультуры, а также с обвинениями пропаганды суицида, что чаще всего не соответствует истине. Обвинение готики в сатанизме чаще остальных озвучивают религиозные организации. Атрибутику и элементы имиджа, которые используют готы, ошибочно называют сатанистскими. Во многих странах, представители субкультуры сталкиваются с враждебностью со стороны окружающих, а порой даже становятся жертвами агрессии.

Мы долго думали и спорили: так что же общего между готами древними и готами современными. Пришли к очень неожиданному ответу. Но… Мы вам его не скажем :)

Впрочем, загадочность, таинственность характерна и для тех, и для других. 


Германо-Славянская археологическая экспедиция

Археологические находки: материальная культура древних готов

Гончарная керамика - визитная карточка готов
Такими булавками - фибулами - готы закалывали одежду
Глиняные кубки для питья, костяные гребни, подвеска из костей животных, бусы, височные кольца
Грузила для ткацких станков, нож, подвески из морских раковин, детали одежды (заколки-фибулы, пряжка)
Такими бусами готки украшали себя в IV веке
А такими пряжками затягивали ремни
Большие грузила для ткацких станков, пряслица для прядения, костяная проколка, детали одежды (заколки-фибулы, пряжка)
Ваза и кувшин в магическими знаками (солнца и луны), глиняный кубок для питья и бусы из стекла и янтаря
Костяной гребень черняховской культуры
Ножи, которые готы использовали в быту
Гончарная посуда, бусы, янтарные чётки, подвески из морских раковин, костяной гребешок, детали одежды
Стеклянный кубок для питья и бусы
Catalog gominid Antropogenez.RU