К человеческому роду причисляли следующих животных: ленивца под именем «дикий индеец», моржа как «морского человека» и орангутана как «дикого азиата» или «лесного человека». Линней решил покончить с неразберихой в информации о людях, принимаемых за животных, и о животных, принимаемых за людей. В 10-м издании своей «Системы природы» (1758), которая разрослась до 1384 страниц, великий систематизатор создал отряд приматов, куда вместе с летучими мышами (!), полуобезьянами и обезьянами поместил род человека (Homo)... В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (Человек разумный) и Homo silvestris s. troglodytes (Человек лесной, или Троглодит). В свою очередь, вид Человек разумный разделялся на шесть разновидностей...
Нужно терпеливо заниматься просвещением
- Что, по Вашему опыту, является самым трудным для учёного, исследующего далекое прошлое?
Далекое прошлое открывается ученым в виде вполне материальных объектов – черепов, костей, каменных орудий. Добыть их – вот проблема №1, наиболее важная и сложная в сфере таких наук, как палеоантропология и археология, занимающиеся вопросами антропогенеза. Все остальное – продолжение..
Далеко ли вперед ушла палеоантропология за последние несколько десятилетий? Если да, то за счет чего это произошло?
За последние несколько десятилетий палеоантропология ушла вперед очень далеко. Практически это уже не та палеоантропология, что была к середине прошлого века. Это произошло прежде всего за счет обогащения науки новыми фактами, новыми находками антропологов и археологов. А этот процесс тесно связан с такими факторами, как рост интереса к данной отрасли знания (в науке, и в широких кругах общественности) и, - во все возрастающей степени, - расширение материальных возможностей исследователей за счет новых источников финансирования.
Существует ли особая российская антропологическая школа, и в чем ее специфика?
Особая российская антропологическая школа существует. Здесь нужно только внести уточнение, о какой антропологии идет речь: ведь по традициям американской школы под антропологией можно понимать как «физическую» (или биологическую) так и «культурную» антропологию. Российская антропология, возникшая в сфере биологических наук и оформившаяся как единая область науки главным образом благодаря трудам проф. В.В.Бунака и его последователей, продолжает развиваться как один из разделов биологии, имеющий, однако, свою специфику. Это - историческая проблематика части работ. (К "исторической" тематике в антропологии мы относим проблемы происхождения современных и древних народов: от каких групп они произошли, какие компоненты вошли в их состав, как происходило формирование).
Какие существуют мифы, ошибки, распространенные заблуждения насчет палеоантропологии?
Мифы, ошибки существуют в любой науке, но чаще – около науки. Проблемы антропогенеза, конечно, не обходятся без таких «побочных продуктов», как происхождение человечества от инопланетян, жителей Атлантиды и т.д. «Сухая» наука – хранитель Истины представляется многим неинтересной. Среди широких слоев публики до сих пор с трудом пробивает дорогу идея происхождения человека от обезьяны. Здесь не помогают ни популярные лекции, ни прекрасные выставки, подготавливаемые Дарвиновским музеем. Просто идея не нравится. Надоела.
Какие наиболее сложные проблемы, вопросы, на Ваш взгляд, стоят перед современной палеоантропологией? Какие темы вызывают наиболее бурные дискуссии? Стоит ли ждать качественных скачков, прорывов? И на каких направлениях их ждать?
Одна из важнейших проблем, которая, несмотря на приток материала, практически остается нерешенной – происхождение Homo sapiens. Следует разобраться в соотношении «анатомически современного» и «поведенчески современного» человека в хронологическом, генетическом, таксономическом аспектах. В этой области дискуссии не прекращаются. Не устаревают проблемы взаимоотношения неандертальского и современного человека, а также дискуссия между сторонниками мультирегиональной и моноцентристской моделями сапиентации. Здесь прорывов и качественных скачков можно ждать на пути приобретающих все большее значение генетических исследований ископаемого материала.
Со стороны «массовой», неподготовленной аудитории приходится сталкиваться со скепсисом по отношению к реалистичности делаемых антропологами реконструкций. Какие доводы можно противопоставить такому недоверию?
Скепсис со стороны «массовой» аудитории по отношению к реалистичности делаемых антропологами реконструкций – явление не новое. Бороться с этим явлением часто невозможно: осознанное, упорное неверие не признает никаких аргументов. Остается полагаться на трезвую самооценку каждого, кто собирается посвятить себя науке, а такая самооценка приходит с годами (причем далеко не к каждому) в процессе умножения знаний. Те, кто хочет поверить,- поверят. Конечно, при этом наука должна терпеливо все больше сил уделять просвещению (в первоначальном, хорошем смысле этого слова) и укреплению престижа науки.
Какую находку, какое открытие Вы считаете наболее важным в палеоантропологии за последнее десятилетие? За последние 20 лет? 50 лет? 100 лет?
За последние 20-25 лет важнейшим событием в палеоантропологии считаю находку в 1983 г. полного скелета подростка Homo ergaster (с моей точки зрения -H. pre-erectus) в Нариокотоме (Кения). Это была самая яркая встреча с очень далеким прошлым человека. За последние 50 лет самыми значительными событиями были результаты раскопок Л.Лики в Танзании (Олдувайское ущелье), где были найдены останки первого человека – Homo habilis, который стал «точкой отсчета» для всего эволюционного древа рода Homo. 100 лет назад (точнее 103 года) немецкий исследователь О.Шетензак обнаружил огромную нижнюю челюсть древнего человека, названного позже Homo heideldergensis. Гейдельбергский человек, как теперь установлено, был важным звеном эволюции человека – между H. erectus и более поздними формами, а также тем видом, который впервые «открыл» и заселил земли Центральной и Северной Европы.
Более частный вопрос. На западных интернет-сайтах можно увидеть фотографии современных реконструкций ископаемых предков человека, которые порой кажутся излишне «очеловеченными» (настолько, что кажется, одень такого «хомо эректуса» в современный костюм – и его смело можно отправлять на биржу труда).
Насколько такое «очеловечивание» оправдано с точки зрения науки?
Относительно «очеловечивания» ископаемых предков при реконструкции, точнее – придания образам древних людей слишком «современного» облика. Думаю, что с научной точки зрения здесь нет проблемы. Реконструкции делаются в основном правильно в анатомическом отношении. Другое дело, что предков несколько причесывают и «облагораживают», но это – уже проблема эстетического характера. Можно предполагать, что древние представители нашего рода при их тяжелой жизни вряд ли выглядели «как из парикмахерской»: они часто были перепачканы, лица были покрыты ссадинами, шрамами, волосы спутанные, немытые, подчеркивали впечатление «дикости». Но мы не можем воссоздать эти непривлекательные детали внешности, тем более, что невозможно их реконструировать в каждом конкретном случае, - это была бы недопустимая фантазия. При этом, нет сомнения, что тот же древний человек (он ведь Homo!), будучи вымыт, подстрижен, причесан, был бы вполне «узнаваем» как представитель единого человеческого рода, хотя и имел бы специфические черты (а разве многие современные люди их не имеют?). Вот антропологи при реконструкции древних лиц и воспроизводят их в «приглаженном» варианте, не нарушая эволюционных особенностей. Другое дело, что художник на базе сделанной антропологами реконструкции может изобразить и спутанные волосы и шрамы на лице. Это- другая проблема.
Допустим, молодой человек, россиянин, настолько заинтересовался темой палеоантропологии, что решил посвятить свою жизнь изучению антропогенеза. С чего начать? Что бы Вы порекомендовали и от чего бы предостерегли?
Молодому человеку, решившему посвятить себя изучению антропогенеза, прежде всего порекомендовал бы читать антропологическую и археологическую литературу, не боясь «скучных» деталей и специальной терминологии. Но главное, все же, приложить все силы, чтобы получить специальное образование (например, кафедра антропологии). Предостерег бы от чрезмерного увлечения «красивой», романтической стороной этой замечательной науки (ведь в ней, как и в каждой науке, есть и своя проза. Это - нелегкий рутинный труд, если конкретно: участие в раскопках, чистка, склеивание и т.д.костей, черепов, математическая обработка.). Еще один важный совет: хорошо (в совершенстве) изучить иностранный язык (лучше всего – английский). Много придется читать зарубежных публикаций. Без этого нет дороги в палеоантропологию.
В октябре 2010 года начинает работу наш портал. Могли бы Вы сказать несколько слов напутствия нашим будущим Читателям – россиянам, интересующимся вопросами происхождения человека?
Антропогенез – особая область знания, в которой, как в самом человеке слились воедино биологические и исторические научные подходы. Основатель биологической систематики Карл Линней который ввел термин Homo sapiens - Человек разумный, добавил к нему полные глубокого смысла слова Nosce te ipsum (познай самого себя!). В них не только отражена уникальная сущность человека, но также определено содержание науки о человеке – антропологии и, в первую очередь – того раздела этой области знания, который занимается проблемами антропогенеза. Здесь Человек объемлет своими исследованиями всю долгую и сложную историю становления и развития всего своего РОДА, постигает его особенности, его прошлое, учится делать прогнозы на будущее, проникается гуманными взглядами на жизнь.
Слова Nosce te ipsum достойны быть девизом любого портала, посвященного проблемам антропогенеза.