Эксперты отвечают

Шимпанзе не испытывают никакого желания скрещиваться с людьми

Zealot Фанатик (Группа тех, у кого креационизм вызывает большие сомнения): Есть работа Б.Ф. Чадова: От генетики внутривидовых отличий к генетике внутривидового сходства. Там он пользуется наработками Алтухова в том числе по теме моно и полиморфной части генома и проблема в его работе (весьма наукообразной) предстает в несколько более сложном свете, нежели в вашем ответе. Я бы даже сказал, проблема в работе Чадова и вовсе не решается - делается гипотеза о том, каким образом все же происходят изменения в мономорфной части.

Алексей Кондрашов: Прочел эту работу Чадова и соавторов - по-моему, она голословная. Мономорфная часть генома невелика - есть, конечно, гены, которые нельзя трогать (помрешь) - но, если взять большую выборку из популяции, то поломанные аллели обнаруживаются в очень большом количестве генов - хотя обычно с малыми частотами. Цис-аллели - когда в результате тандемной дупликации рядом находится два или несколько похожих гена - конечно бывают - но очень многие гены в геноме уникальны - близких паралогов у них нет. За 8 лет, прошедших с момента публикации, на эту работу - лишь две ссылки, и обе - самоцитирование.

Так что я не думаю, чтобы противопоставление внутривидовых различий и внутривидовых сходств было плодотворным.

Зюркалов Александр (письмо в Редакцию): Вопрос касается исследования неандертальской мтДНК. В мтДНК неандертальцев следов гибридизации с сапиенсами не обнаружено...

Я читал, что мтДНК вообще не рекомбинируется, т.к. митохондрии имеются только в яйцеклетке, но не в сперматозоиде, т.е. все гены мтДНК переходит целиком от матери к ребёнку и наследуется только по  материнской линии.
...я правильно понимаю, что если бы нашли неандертальские гены в митохондриях, то это было бы 100%-е совпадение (100% если не учитывать накопившихся мутаций) для некоторых людей, а у некоторых вообще никаких совпадений не было бы (ну, кроме общих генов с общими предками)?"

Алексей Кондрашов: Вы правы - митохондриальная ДНК  у всех изучавшихся млекопитающих и большинства (хотя и не у всех) животных наследуется только по материнской линии и рекомбинации в ней нет. Поэтому нельзя иметь частично-неандертальскую ДНК - а можно только либо полностью неандертальскую либо полностью не-неандертальскую. Среди современных людей неандертальских митохондрий не обнаружено - скорее всего, их нет.

Александр Журавлёв (письмо в Редакцию): У человека и шимпанзе из-за чего конкретно репродуктивная изоляция?

Алексей Кондрашов: Изоляция презиготическая - поскольку шимпанзе не испытывают никакого желания скрещиваться с людьми. Вот профессор Иванов пытался - и ничем хорошим это не кончилось [ссылка].

Если же как-то сделать искусственное оплодотворение - то я думаю, что зигота будет развиваться - хотя и неизвестно, до какой стадии. Вполне возможно, что и до рождения и дальше: известны десятки гибридов между приматами, в том числе и такими, генетическое расстояние между которыми больше, чем между человеком и шимпанзе [ссылка]. Конечно, с этической точки зрения такой опыт был бы, мягко говоря, весьма сомнителен.

Юрий Евдокимов (письмо в Редакцию): Анатолий Клёсов пишет: "Были вопросы о неандертальцах и кроманьонцах. Вопросы о кроманьонцах были вызваны моим ответом на замечание А. Севастьянова, что мы все якобы произошли от кроманьонца. Если развернуть мой ответ, то кроманьонцы – это ранние представители анатомически современного человека в Европе, которые жили там - по оценкам – от 40 тысяч лет назад и позже. Представители – это не значит, что не было других предков современного человека. Мы знаем, что общий предок современных людей, ныне живущих в Европе и Азии, жил примерно 65 тысяч лет назад, но не знаем, где он жил. Как видно, его от кроманьонца отделяет примерно 25 тысяч лет. Вполне возможно, что кроманьонец является одной из линий потомков этого общего предка, причем линией европейской. Одной из линий, но не единственной. Как вариант, кроманьонец имел гаплогруппу I, или сводную гаплогруппу IJ. Но если так, то он не был предком большей части современных этнических русских, которые произошли от гаплогруппы P, которой тоже не менее 40 тысяч лет от роду.

В общем, здесь много неизвестного, и пишу это я для того, чтобы показать, что современной науке еще очень многое неизвестно в вопросах происхождения человека. Вот так махнуть, что все мы произошли от кроманьонца – это не знать современного состояния науки. То есть в легкой, необязательной беседе так сказать, наверное, можно, ответственности все равно никакой, но не в дискуссии, в виде замечаний по конкретному предмету, в совершенно другом контексте, а именно о древности рода."

- т.е. фактически утверждает, что у славян был другой предок.  интересно было бы узнать Вашу т.з.

Алексей Кондрашов: Действительно, кроманьонцы - это просто общее название для людей современного типа, живших в Европе в верхнем палеолите (43-12 тысяч лет назад). Естественно, никто не утверждает, что "все мы" произошли от кроманьонцев. Африканцы точно не произошли - их предки остались в Африке, когда предки современных неафриканцев оттуда ушли около 100 тыс. лет назад. И предки современных азиатов не произошли от кроманьонцев - линии европейцев и азиатов разошлись раньше, чем 43 тыс. лет назад. Что же касается взаимоотношений между разными популяциями современных европейцев, то насколько я знаю, полной ясности здесь нет - хотя мне кажется вероятным, что, если бы откопали скелет моего прапра...дедушки, жившего 30 тыс лет назад, то палеоантропологи назвали бы его кроманьонцем.

По крайней мере, сравнение митохондриальной ДНК кроманьонцев и современных европейцев [ссылка] поддерживает гипотезу происхождения вторых от первых.

Светлана Боринская:  Ранние представители человека современного анатомического типа (называть их кроманьонцами или иными, более принятыми ныне терминами) известны по костным останкам. Насколько мне известно, для нескольких кроманьонцев исследована мтДНК. По мтДНК можно делать оценки вклада тех людей, которым принадлежат исследованные останки, в генофонд современного населения Европы. Гаплогруппы, упомянутые Читателем в цитате, относятся к Y-хромосоме (а не к мтДНК).  Из приведенной цитаты мне осталось не ясным, на каком основании сделано заключение о том, какие именно Y-гаплогруппы были у кроманьонцев.

Делать по данным об Y-хромосоме какие-либо выводы о том, внесли ли люди, жившие в Европе 40 тысяч лет назад, какой-либо вклад в современный генофонд русских или не внесли, надо на основании экспериментальных данных. Такие данные в приведенной цитате не указаны.

"Теория Луи Пастера о микробах — смешная фантазия". Pierre Pachet — профессор психологии университета Тулузы, 1872 г.

Цитируется по: Журнал "Инновации" 2003 г., №1, стр. 96.