Эксперты отвечают

Пассионарность – красивый миф

Артем (письмо в Редакцию): Здравствуйте! Ваше отношение как биологов к Пассионарной теории этногенеза Л. Гумилева? Какова может быть природа пассионарности? Как она может влиять на гены людей? И вообще допускает ли естественная наука возможность существования этого явления (пассионарности, пассионарных толчков)?

Как и Л. Н. Гумилев, я не биолог, а археолог и культур-антрополог. Но теория этногенеза – по моей отрасли и имеет весьма слабое отношение к биологии. С Гумилевым я был знаком сорок лет, вместе работали в экспедиции. Мы вежливо спорили и никогда не ссорились. Наш общий учитель М. И. Артамонов, тогда директор Эрмитажа, как раз резко (но тоже вежливо) критиковал идею Гумилева в печати, называл ее старой идеей «героев и толпы». Гумилев очень обиделся и перестал с Артамоновым знаться. А что было обижаться? Идею пассионарности Гумилев выдвинул как свое открытие (восклицал: «Эврика!»), но на деле это не его идея. Задолго до него эту идею выдвигал знаменитый русский социолог-эмигрант Питирим Сорокин. Но Сорокин отрабатывал ее на материале: подсчитывал число знаменитостей разных эпох и наций по энциклопедиям, рассчитывал средние, сравнивал, составлял таблицы. Гумилев ничего этого не делал. По-видимому, Сорокина тогда и не читал. Сравнения делал по общему впечатлению, прикидывал на-глазок. Все его таблицы и графики выдуманные, набросанные по вдохновению. Никаких доказательств идеи Гумилев не предъявил. Он находил массы людей, которые ему верили слепо, на слово, поддаваясь его ауре мученика и поэта. Кроме того, в условиях национального унижения многие жаждали услышать нечто подобное идеям Гумилева. Им и не требовались доказательства и строгие методы.

Как пассионарность может воздействовать на гены людей? Разумеется, никак не может. Радиация может вызывать мутации, но пассионарность не радиация, да и мутации не имеют направленности. Какие из них окажутся удачными, а какие приведут к уродству? Почему в странах, на которые «упал» космический луч, становится больше пассионариев, а не уродов?

Да и чем доказано, что пассионариев в такой-то стране стало больше? Дайте цифры.

А кого вообще зачислять в пассионарии? Гитлер – пассионарий или урод? А Марат? А Шарлотта Корде? А Фанни Каплан?

Что является новацией Гумилева, это название «пассионарность». Его он взял у Долорес Ибаррури, вождя испанской компартии. Страстные речи этой худенькой женщины тогда гремели сначала в Испании, потом в советской эмиграции. Повсюду мелькали ее портреты и партийное прозвище «Пассионария» (страстная).

По Гумилеву, пассионарность (умножение особо страстных личностей в народе) возникает под воздействием некоего космического излучения.  Чем это доказано? А ничем. Почему космическое излучение падает на одни страны и не падает на другие? Космос столь избирателен? Почему меняется от эпохи к эпохе?  Нет ответа. Пассионарные толчки? А кто толкает? Если бог, тогда другое дело. Но тогда это не по ведомству науки, а по ведомству религии, церкви. Тогда доказательства не нужны, тогда нужно только согласовать с Библией, найти соответствующие главы и параграфы. Но ведь Гумилев объявлял себя ученым, а не пророком.

Пассионарность – это красивый миф, а Гумилев был талантливым и успешным мифотворцем, рядившимся в халат естествоиспытателя.