Эксперты отвечают

Уже проанализировано почти 20 ДНК неандертальцев

Дмитрий Антоненко (письмо в Редакцию): Возможно ли по одним археологическим данным установить наличие или отсутствие государственной организации у жителей некоего поселения или группы поселений? Например, раскопали поселение бронзового века, письменных источников о котором нет или недостаточно для решения данного вопроса - можно понять, было там государство или нет? Я понимаю, что ответ здесь будет в большой степени зависеть от того, как мы определим понятие "государство", где проведём черту между "еще не государством" и "уже государством". Поэтому, возможно, вопрос лучше переформулировать так: занимался ли кто-нибудь из археологов или антропологов подобными вопросами и если да, то к каким выводам пришел и какое определение государства при этом использовал?

Лев Клейн: Вопрос совершенно безбрежный. Все археологи, которые в той или  иной мере задевали вопрос о наличии государства (при отсутствии письменных источников), как-то решали этот вопрос именно по наличию классических признаков -  отделенной от народа силы: полиции, суда, тюрем, дворцов с их иерархией и т. п. Особенно много соображений можно найти в книгах и статьях  В. М. Массона и Н. Н. Крадина. Есть красные кирпичи - тома библиографии советской и российской археологической литературы, издающиеся Институтом истории материальной культуры РАН, там можно поискать по термину "государство", а еще лучше посмотреть литературу по периоду ранних государств, выплывет много чего. На западе (Англия) даже есть специальная отрасль археологии - archaeology of power (археология власти). Канадский марксист Брюс Триггер выступил с работой "Археология правительства" (World Archaeology, 1974, 6, 1). Кое-какая литература приведена и пересказана в моей книге "Археологическое исследование", том 2, Донецк, 2013, с. 409 - 413.

Антон Сватковский (письмо в Редакцию): У меня несколько вопросов.

(1) Если у сапиенсов есть небольшая примесь генов неандертальцев и алтайцев, означает ли это, что теоретически возможно обнаружение современного потомка неандертальца или алтайца по прямой мужской линии (хотя бы и смешивавшегося с сапиенсами последнюю тысячу поколений) или женщины, происходящей от неандерталки или алтайки по прямой женской линии?

(2) есть ли исследования внутривидового разнообразия неандертальцев по аналогии с тем, как существуют исследования гаплогрупп сапиенсов? Или такие исследования еще только предстоят, когда будет накоплен достаточный материал по ДНК неандертальцев?

(3) в статье Hammer et al. 2011 предполагается наличие некоей особой архаической популяции гоминидов, примесь генов которой обнаруживается в населении Африки. Есть ли какие-то новые материалы по этому вопросу? Можно ли говорить, что это некий четвертый вид потомков гейдельбержцев, наряду с сапиенсами, неандертальцами и алтайцами?

Рис.1. Карта находок неандертальцев, для которых получены генетические данные. Значки указывают характер этих данных (от частичной последовательности мтДНК до полных геномов). Показаны также денисовский человек и останки из Атапуэрки (Sima de los Huesos). Рисунок из статьи S?nchez-Quinto et al., 2015

Светлана Боринская: (1) Теоретически это не исключено, но маловероятно. На 4 аутосомных генома  родителей приходится только 1 митохондриальный геном (от матери) и 1 Y-хромосома (от отца). Поэтому разнообразие аутосомных генетических маркеров сохраняется гораздо дольше, а митохондритальные и Y-хромосомы "вымываются" быстрее. Оценка доли маркеров, доставшихся сапиенсам от неандертальцев или денисовцев, не считается окончательной (вот здесь проанализированы причины возможных ошибок при вычислениях: Rogers A.R., Bohlender R.J. Bias in estimators of archaic admixture.Theor Popul Biol. 2015 Jan 6;100C:63-78), но ясно, что эта доля очень невелика.  Для Y-хромосомы "вымывание" происходит даже быстрее, чем для мтДНК, потому что неравномерность распределения количества потомства среди мужчин выше, чем у женщин.

Сейчас проанализировано несколько сотен тысяч полных или частичных последовательностей мтДНК современных людей.  Ни одна из них не восходит к неадертальцам или денисовцам. Но пока не будут проанализированы мтДНК всех современных сапиенсов, можно будет утверждать, что теоретически не исключено, что такую мтДНК найдут. Однако и сейчас ясно, что вероятность этого крайне низка.

(2) Этот вопрос рассмотрен в недавнем обзоре результатов изучения ДНК неандертальцев и денисовцев, начиная с первой работы Свантэ Пэбо в 1997 г. по митохондриальной ДНК и заканчивая недавними исследованиями полных геномов (S?nchez-Quinto F, Lalueza-Fox C. Almost 20 years of Neanderthal palaeogenetics: adaptation, admixture, diversity, demography and extinction.  Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2015 Jan 19;370(1660):20130374).  Всего уже проанализировано почти два десятка ДНК неандертальцев (рис. 1).

Анализ ДНК показывает, что неандертальцы жили изолированными небольшими группами, внутри групп была высока доля родственных браков (различия двух хромосом одного индивида в 3 раза меньше, чем у современных людей). При этом различия между индивидами разных географических регионов довольно высоки, что указывает на высокую изоляцию разных популяций.

Рис.2. Возможные сценарии притока генов от известных и неизвестных архаичных популяций.
							Источник: Campbell M.C., Hirbo J.B., Townsend J.P., Tishkoff S.A. The peopling of the African continent and the diaspora into the new world. Curr Opin Genet Dev. 2014 Dec;29:120-32.

(3) В отличие от сапиенсов, неандертальцев и денисовцев гоминины, являвшиеся предположительным источником притока генов в африканские популяции сапиенсов, не обнаружены и ДНК их неизвестна. Предположение сделано на основе особенностей отдельных участков геномов африканцев и пока так и остается предположением, хотя несколько  авторов опубликовали после появления упомянутой статьи Hammer et al., 2011 аналогичные исследования по другим африканским группам.

Возможные сценарии притока генов от известных и неизвестных архаичных популяций (рис. 2) рассмотрены в обзоре:  Campbell M.C., Hirbo J.B., Townsend J.P., Tishkoff S.A. The peopling of the African continent and the diaspora into the new world. Curr Opin Genet Dev. 2014 Dec;29:120-32.

Micr (форум Paleo.ru):  Если исходить из молекулярно-генетических данных, с какой скоростью (в километрах в год или т.п.) люди расселялись по Евразии или еще где-нибудь?

От Редактора: Вот ответ не из  молекулярно-генетических, но из этнографических соображений:

Юрий Березкин: Никаких объективных данных на этот счет нет. Оценки даются исходя из здравого смысла, потому что трудно предложить этнографические параллели: этнографы не могли наблюдать ситуацию, при которой бы оставались незаселенные территории. Бросок из центральной Норвегии в северную по морю вдоль берега мог быть осуществлен за одно поколение, то же - вокруг Аляски (ибо на середине там нечего делать: надо или плыть до конца, или поворачивать, или тонуть). 5 или 10 км - это из соображений, что отселившись, можно, не порывая связей с родственниками, эксплуатировать не истощенные ресурсы. Если же переселяется вся группа, причем скорее всего воодушевленная какими-нибудь торжественными идеями, то можно и тысячу километров маршем пройти, и уж тем более проплыть или проехать.

Вопросы Экспертам можно задать форуме paleo.ru, в Соц. сетях (см. ниже), или прислать в Редакцию.

"Мало привлекательны для непосвященныхъ первые сл?ды челов?ка на земл? – эти полуистл?вшiя кости, бол?е или мен?е жалкiя каменныя, роговыя, деревянныя или металлическiя орудiя и оружiя, разбитые черепки посуды и т. д. Но эти ничтожные остатки получаютъ дивную жизнь при магическомъ прикосновенiи науки. Они слагаются, они сц?пляются въ странныя картины и мы узнаемъ въ нихъ зачатки челов?ческаго рода и его культуры".

Э.Ю. Петри, АНТРОПОЛОГIЯ, Томъ I, Основы Антропологiи. С.-Петербургъ, 1890, с.30.