Потомство от браков белых и индейцев называют повсюду метисами, на Андском нагорье — также чоло, в Бразилии — мамелюко, или кабокло, в Аргентине — гаучо. Потомок белого (португальца) и метиса называется кастисом, белого и негра — мулатом, белого и мулата — терцероном (следующие степени: квартерон, квинтерон и т. д.), мулата и мулатки — каско, индейца и негра — самбо (в Бразилии также кафузо, или каборе).
Вопросы с выставки. Часть 6 (Санкт-Петербург)
Публикуем несколько ответов на вопросы, заданные посетителями выставки "На пути к человеку: лабиринты превращений" (Санкт-Петербург).
Когда появился первый язык в современном понимании?
Светлана Бурлак: Тут многое зависит от этого самого "современного понимания": что именно мы готовы засчитать за "настоящий человеческий язык". Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Для одних главное - чтобы были слова, чьё звучание не похоже на их смысл, для других - существование переносных значений, для третьих - членораздельная звучащая речь, для четвёртых - сложный синтаксис... Естественно, для разных пониманий ответы на вопрос "когда" могут не совпасть.
Для меня "настоящий человеческий язык" начинается тогда, когда человеку, чтобы им полноценно пользоваться не надо учить его целиком наизусть, можно выучить какую-то часть, а потом достраивать остальное. Вот, например, Вы когда-то впервые в жизни увидели слово "палка-копалка" - и сразу поняли, что это такая палка. которой копают: слово "копалка" Вам до того не попадалось, но, зная глагол копать и словообразовательную модель на -лк(а), вы легко смогли его понять.
Когда мы заглядываем в древность из сегодняшнего дня, мы всегда находим там язык, не отличающийся принципиально от современных: там тоже есть гласные и согласные, обозначения предметов и ситуаций, правила образования слов и предложений... Таковы и все древние письменные языки, и все языки, получаемые при реконструкции специалистами по сравнительно-историческому языкознанию. Возможности наши невелики: письменность начинается порядка пяти тысяч лет назад, реконструкция позволяет заглянуть в прошлое на 12-14 тысячелетий.
А "анатомически современный человек" появился гораздо раньше - несомненные сапиенсы из Бордер Кейв датируются временем порядка 80 тысяч лет назад, из Клазиес Ривер и Солеба - более 90 тысяч лет назад, а если верить журналу Nature (Leakey R.E.F., Butzer K.W. et Day M.H. Early Homo sapiens remains from the Omo River region of Southwest Ethiopia // Nature, 1969, V.222, pp.1132-1138), то древнейшим современным сапиенсом был обладатель черепа Омо I, живший около 200 тысяч лет назад. Анатомически современный человек очень хорошо приспособлен для членораздельной звучащей речи, в частности, у него опущена гортань, что вообще-то чрезвычайно вредно, поскольку создаёт риск подавиться. Спрашивается, могли ли жить люди, которые уже рисковали подавиться, но ещё не умели использовать опущенную гортань себе во благо? Мне кажется, что вряд ли. Соответственно, получается, что сапиенсы, жившие 90 тысяч лет назад, говорить уже умели.
Но на самом деле, если под "говорить" подразумевать именно членораздельную речь, артикулированные звуки, то так говорить умел уже гейдельбергский человек - у него уже и слух был приспособлен к восприятию артикулированной речи, и подъязычная кость имела современную форму (то есть, в ней не было имеющихся у обезьян горловых мешков, которые нивелируют эффекты артикуляции), и позвоночный канал был достаточно широк, что указывает на возможность управления дыханием (без этого членораздельность речи технически неосуществима). И даже очень важный для речи ген FOXP2 у них, видимо, был такой же, как у нас (и как у второго потомка гейдельбергенсисов -- неандертальца).
Правда, у гейдельбергского человека мозги были несколько меньше наших, и, что особенно существенно, меньше была префронтальная кора (а именно она позволяет нам держать в поле внимания несколько идей одновременно и делать вывод из нескольких посылок). Так что, может быть, они были в языковом отношении всё-таки чем-то хуже нас? Ну, может быть, длинные предложения строить не умели - одно-два слова скажут, и хватит? Если так, то язык, наверное, появился примерно тогда, когда из гейдельбергского человека появился сапиенс. Или чуть раньше, или чуть позже - культурные практики (например, орудия) не имеют жёсткой связи с видом, так что, может быть, достраивать свою коммуникативную систему научились ещё гейдельбергенсисы. А может быть, сапиенсы до какого-то момента обходились минимумом слов, заучивая их все наизусть. Этого, увы, современное состояние науки сказать не позволяет.
Не очень понятно как разделились ветви белых и черных людей, если человек разумный возник в Африке.
Александр Соколов: Если очень кратко, то дело было так. Изначально все люди были темные. Темная, пигментированная кожа защищает от солнечной радиации. Примерно 50 тысяч лет назад часть африканской популяции человека разумного мигрировала в Евразию - они и стали предками всех "неафриканцев". Те люди, которые остались в Африке - сохранили темный цвет кожи. А те, кто переселился севернее, постепенно посветлели, так как в высоких широтах, где недостаток ультрафиолета чреват рахитом, выгодно быть светлокожим.
Кстати, недавние исследования генетиков показали, что еще 8 тысяч лет назад на юге Европы жило темнокожее население (см., например, здесь).
Денисовцы - это параллельная ветвь, которая смешалась с кроманьонцами, или это наши прямые предки?
А.С.: Денисовцы - не наши прямые предки, это параллельная ветвь, которая родственней неандертальцам, чем нам. Возможно, денисовцы представляют собой азиатскую форму гейдельбергского человека, но поскольку от денисовцев мало что осталось, тут можно только гадать. Согласно данным генетики, они действительно смешивались с кроманьонцами, но не со всеми, а с предками современных папуасов (у которых примерно 4,8% денисовской примеси), австралийских аборигенов и некоторых других групп.
См. подробней про денисовцев вот эту и эту статьи.
Слышал что питекантроп означает лишенный речи. Так ли это?
А.С.: Нет, это не так. «Питек» по-гречески значит обезьяна, а «антроп» - человек. Так что питекантроп – «обезьяночеловек». Вероятно, путаница в вопросе возникла в связи с тем, что Эрнст Геккель когда-то дал гипотетическому «недостающему звену» между обезьяной и человеком название Pithecanthropus alalus – «обезьяночеловек бессловесный». Когда Эжен Дюбуа нашел на Яве останки предполагаемого недостающего звена, он дал им название Pithecanthropuserectus – «обезьяночеловек прямоходящий».
Сейчас мы достаточно знаем о питекантропах (или о Homo erectus, как их сейчас принято называть) и об их культуре, чтобы предполагать, что эти древние люди вполне могли разговаривать – хотя и не так, как мы с Вами.
Можно ли попасть в антропоидник на экскурсию?
А.С.: Да, можно – если Вы живете в Петербурге или приезжаете сюда. Напишите нам – и добро пожаловать. Входной билет – подарки или гостинцы для обезьян: фрукты, мягкие игрушки, книжки с картинками…
Вопросы Экспертам можно задать в Соц. сетях (см. ниже) или прислать в Редакцию.