Новости антропологии

Новости на тему "происхождение человека"

16.06.2023

Homo naledi против энцефало-шовинизма

По мере того, как южноафриканский палеоантрополог Ли Бергер делает новые заявления про открытых им же Homo naledi, у мировой научной общественности челюсти отвисают всё ниже и ниже. В декабре 2022 ученый объявил, что эти удивительные человечки с маленьким мозгом активно использовали огонь, и обещал опубликовать подробности в течение месяца. Подробностей мы не дождались, но вместо этого на сервере препринтов biorxiv.org выложены целых три статьи с еще более невероятными открытиями. Оказывается, кости наледи, найденные в системе пещер Райзинг Стар, попали туда не случайно: странные Homo хоронили здесь своих сородичей в специ

15.06.2023

Узоры на песке – древнейшие следы Homo sapiens

На южном побережье Южной Африки найден ряд следов, оставленных древним человеком. И это не только отпечатки ног, но и окаменевшие узоры на песке - круглые, штрихованные, веерообразные и другие. Все эти следы сохранились в сцементированных береговых отложениях, некогда бывших песчаными дюнами. Самые древние из них образовались более 150 тыс. лет назад, так что вероятно, это древнейшие следы Homo sapiens в мире.

03.06.2023

Неандерталец водит нас за нос?

«Посмотрите на него, ну явно неандертальские гены поработали» - иронически говорят про человека с выступающими челюстями и мощным надбровьем. Не туда смотрите! Смотреть надо… на нос. По крайней мере, это следует из свежей публикации, вышедшей в «Communications Biology».

23.05.2023

Слон - животное вкусное... Новое о неандертальской охоте

Скопление десятков слоновьих скелетов много лет исследуют на немецком памятнике среднего палеолита Ноймарк-Норд. Похоже, неандертальцы всё-таки охотились на слонов, и весьма успешно. Разбираемся, что это меняет в наших представлениях о неандертальском обществе.

12.05.2023

Древний щенок съел последнего носорога

3 года назад в очень уважаемом журнале «Current Biology» вышла статья международного коллектива авторов, посвященная исследованию ДНК шерстистых носорогов.

03.05.2023

Сахелантроп - двуногий или четвероногий? Споры продолжаются

Сахелантроп – первый гоминин, древнейший прямоходящий или всего лишь человекообразная обезьяна? Общий предок человека и шимпанзе, или предок только шимпанзе, а может, предок гориллы?

22.04.2023

Кто ты, человек из Альтамуры?

7 октября 1993 года спелеологи, обследовавшие пещеру Ламалунга на юге Италии, недалеко от городка Альтамура (не путать с Альтамирой!), сделали удивительное открытие. В глубине пещеры они обнаружили камеру со сталагмитами, а за одним из них – частично вросший в пол человеческий скелет, покрытый кальцитовыми наростами.

12.04.2023

В руки археологов попали отрубленные руки

Сегодняшняя новость о не самой весёлой находке, которая, тем не менее, в некотором роде уникальна. В Египте, на археологическом памятнике возрастом в 3600 лет, нашли несколько ям с отрубленными руками. Изображения отрубленных рук в качестве военных трофеев у древних египтян хорошо известны, но «во плоти» подобное нашли впервые. И что это даёт науке?

04.04.2023

Сталь в бронзовом веке?

Любопытные результаты получены археологами, изучающими конец бронзового и начало железного века на территории Пиренейского полуострова. Объект внимания авторов - каменные стелы, на которых имеются изображения людей и животных, оружия, колесниц.

01.04.2023

Кошка царевича Тутмоса жила по-царски

Уникальная находка проливает свет на жизнь питомцев в Древнем Египте. В Египте, недалеко от Каира, международная группа археологов уже ряд лет исследует руины дворца царевича Тутмоса, старшего сына Аменхотепа III и царицы Тии (XVIII династия). 3 года назад среди развалин дворца археологи обнаружили изделие из слоновой кости, чью функцию долго не могли установить.

11.03.2023

Мы рано просыпаемся благодаря неандертальцам?

Исследователи пришли к выводу, что генетические варианты, доставшиеся людям за пределами Африки от неандертальцев, влияют на наши циркадные ритмы.

02.03.2023

Прочитать сгоревший папирус

Возможно, вы слыхали про «Виллу папирусов» в Геркулануме? Это вилла, погребенная под многометровым слоем пепла во время извержения Везувия в 79 году н.э. А названа она так потому, что на ней обнаружена единственная античная библиотека, сохранившаяся до наших дней – более 1800 папирусов. Эти папирусы находились в нескольких помещениях, в корзинах и на полках, но при извержении, увы, превратились в обугленные и спекшиеся свёртки, так что большая их часть не прочтена до сих пор. Теперь с помощью микрофокусной томографии и искусственного интеллекта ученые подступили к расшифровке еще одного бесценного свитка.