Новости антропологии

Новости на тему "происхождение человека"

23.07.2020

Заселение Америки: трезвый взгляд

Вопрос заселения Америки волнует людей с момента заселения Америки. Кто и когда пришёл туда первым? Как знать, вероятно, это совершили отважные моряки Северной Европы, причём даже не викинги, а создатели солютрейской культуры? А может, это были африканцы, преодолевшие Атлантический океан? Или папуасы, совершившие беспрецедентный заплыв через Тихий океан, забег через прибрежные пустыни, залаз через горы и заполз через джунгли? Или это были эскимосы или же финикийцы, доплывали ли туда полинезийцы и римляне? Планета круглая, путей на ней больше, чем меридианов и параллелей. А уж мыслей в головах теоретиков ещё больше.

23.06.2020

Секвенирован геном неандертальца из Чагырской пещеры

В американском научном журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences) 16 июня 2020 года вышла статья международного коллектива под руководством генетика Фабрицио Мафессони из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг), где ученые рассказали о результатах секвенирования полного генома неандертальца, обитавшего 80 тысяч лет назад в Чагырской пещере на Алтае. Каждый участок полученного генома был прочтен 27 раз, что позволяет получить достоверные результаты.

29.05.2020

Новые данные по генетике древнего населения Прибайкалья: от финала палеолита до бронзового века

В журнале Cell опубликована статья с результатами генетического анализа 19 образцов древних людей Прибайкалья и Забайкалья, которые указывают на связь людей финала палеолита с древнейшими американцами, на присутствие в регионе «коренного» населения от финального палеолита до эпохи бронзы и на принесшие чуму миграции из западных регионов Евразии в район озера Байкал в раннем бронзовом веке.

26.05.2020

Ещё немножко "достающего звена" в "загадочном миллионе": переход от австралопитеков к "ранним Homo" в Милле-Логия

Как-то так уж сложилось, что некоторые самые интересные моменты эволюции меньше всего представлены в палеонтологической летописи. Возможно, конечно, что это эффект нашего сознания: нам очень хочется узнать именно про самые неизведанные моменты. Как бы то ни было, время от трёх до двух миллионов лет назад – очень важный и очень малоисследованный отрезок времени. В его начале ещё точно жили грацильные австралопитеки – ближе к трём миллионам лет у нас есть богатейшие коллекции из Хадара.

22.05.2020

Трудовая древесная кисть седибы

Недавно открытые южноафриканские гоминиды остаются одними из самых загадочных среди всех известных видов. Австралопитек седиба и человек наледи известны из единичных местонахождений, крайне мало ведомо о их прошлом и эволюционной судьбе. То есть ясно, конечно, что в конце все умерли, но в один ли день и жили ли они до того счастливо – история умалчивает. Не очевидно, какой мир окружал загадочных южноафриканских троглодитов, чем они занимались день изо дня в день, чем питались и умели ли использовать орудия труда.

14.05.2020

Древнейший сапиенс – самый древнейший. Датировки людей из Бачо Киро

Трёхуровневая пещера Бачо Киро, расположенная на севере Болгарии, исследовалась уже давно. В ней обнаружились богатейшие слои с каменными орудиями. Самое важное, что в отложениях Бачо Киро можно проследить переход от среднего палеолита к верхнему. Средний палеолит – творение неандертальцев, верхний – кроманьонцев. А взаимодействие этих двух человечеств – одна из интереснейших тем палеоантропологии.

12.05.2020

Возраст черепа из Брокен-Хилл (Замбия): новые данные

В журнале Nature 16 апреля 2020 г. опубликованы результаты датирования черепа из Брокен-Хилл, одного из ключевых местонахождений гоминид Африки. Впервые удалось получить надежные данные о возрасте этих ископаемых остатков.

13.04.2020

Альтернативный туризм или Необычайные приключения парапитеков в Перу

Расселение животных и растений по планете – удивительнейшая история, до которой всяким там колумбам-магелланам как Обломову – до колумбов-магелланов. И наши обезьянские родственники участвовали в путешествиях не хуже прочих тварей.

12.04.2020

Ещё раз о древолазании и прямохождении у австралопитеков и людей

Спуск с деревьев на землю занял огромный промежуток времени. Восемь-десять миллионов лет назад предки ещё скакали по ветвям, два – ходили как мы, а между этими датами они учились. Изучать этот процесс сложно, ведь определять способ передвижения приходится по фрагментам окаменевших костей. Редко когда антропологам достаются целые скелеты. Но и для огрызков есть свои методы. В новом исследовании была проанализирована трабекулярная структура двух бедренных костей из Стеркфонтейна. Тут надо сделать пару разъяснений.

08.04.2020

Неандертальцы-поморы

Неандертальцы обычно предстают в реконструкциях археологов и антропологов как суровые охотники-мясоеды, хищники высшего трофического уровня, гроза всех зубастых, копытастых, рогастых и хоботастых. Но появляется всё больше данных, что некоторые группы неандертальцев вели совсем другой образ жизни. Новая порция ценнейших сведений приехала из Португалии.

05.04.2020

Мозги австралопитеков: новые данные по старым черепам

Местонахождение Хадар в эфиопской пустыне Афар всемирно известно с 1970-х годов, когда там были найдены многочисленные останки австралопитеков, получивших название Australopithecus afarensis. Позже этот вид был обнаружен и в других местах, в том числе в Дикике, где антропологи отрыли целый скелет детёныша афарского австралопитека. Огромное количество окаменелостей много раз описывалось под самыми разными углами зрения. Но, как часто бывает, изобилие приводит к расточительности: некоторые уникальные находки были публикованы довольно поверхностно и никогда не реконструировались. Но прогресс не остановить. Вот и до хадарских

05.04.2020

Смешались в кучу австралопитеки, люди и парантропы... и немножко кони: новые находки в пещере Дримолен

Момент появления Homo, конечно, самый интересный во всей палеонтологии, ведь речь идёт не о каких-нибудь там бделлоидных коловратках или неправильных морских ежах, а о нашем собственном человеческом роде. В настоящее время наметилось три главных центра борьбы за звание самого-самого. Первый – самый смешной – Китай: всем некитайским антропологам очевидно, что люди возникли в Африке, а в Азии появились довольно поздно, но не отметить усилия китайских антропологов невозможно. Второй – самый серьёзный – Восточная Африка: тут больше всего находок и надёжнее всего датировки, да и опубликованы материалы лучше прочих. Третий же –

Кто-то в шутку предложил воздвигнуть памятник мухе цеце потому, что это маленькое насекомое сохраняет диких животных Африки, не позволяя заниматься сельским хозяй­ством и животноводством во многих районах. Муха цеце пи­тается кровью диких животных, в которой живут смертонос­ные простейшие — трипанозомы. Дикие животные выработали иммунитет, но у домашнего скота трипанозомы вызывают смертельную болезнь — нагану. Другая разновидность мухи цеце — носитель сонной болезни, смертельной для человека.