Новости антропологии

Новости на тему "происхождение человека"

14.05.2020

Древнейший сапиенс – самый древнейший. Датировки людей из Бачо Киро

Трёхуровневая пещера Бачо Киро, расположенная на севере Болгарии, исследовалась уже давно. В ней обнаружились богатейшие слои с каменными орудиями. Самое важное, что в отложениях Бачо Киро можно проследить переход от среднего палеолита к верхнему. Средний палеолит – творение неандертальцев, верхний – кроманьонцев. А взаимодействие этих двух человечеств – одна из интереснейших тем палеоантропологии.

12.05.2020

Возраст черепа из Брокен-Хилл (Замбия): новые данные

В журнале Nature 16 апреля 2020 г. опубликованы результаты датирования черепа из Брокен-Хилл, одного из ключевых местонахождений гоминид Африки. Впервые удалось получить надежные данные о возрасте этих ископаемых остатков.

13.04.2020

Альтернативный туризм или Необычайные приключения парапитеков в Перу

Расселение животных и растений по планете – удивительнейшая история, до которой всяким там колумбам-магелланам как Обломову – до колумбов-магелланов. И наши обезьянские родственники участвовали в путешествиях не хуже прочих тварей.

12.04.2020

Ещё раз о древолазании и прямохождении у австралопитеков и людей

Спуск с деревьев на землю занял огромный промежуток времени. Восемь-десять миллионов лет назад предки ещё скакали по ветвям, два – ходили как мы, а между этими датами они учились. Изучать этот процесс сложно, ведь определять способ передвижения приходится по фрагментам окаменевших костей. Редко когда антропологам достаются целые скелеты. Но и для огрызков есть свои методы. В новом исследовании была проанализирована трабекулярная структура двух бедренных костей из Стеркфонтейна. Тут надо сделать пару разъяснений.

08.04.2020

Неандертальцы-поморы

Неандертальцы обычно предстают в реконструкциях археологов и антропологов как суровые охотники-мясоеды, хищники высшего трофического уровня, гроза всех зубастых, копытастых, рогастых и хоботастых. Но появляется всё больше данных, что некоторые группы неандертальцев вели совсем другой образ жизни. Новая порция ценнейших сведений приехала из Португалии.

05.04.2020

Мозги австралопитеков: новые данные по старым черепам

Местонахождение Хадар в эфиопской пустыне Афар всемирно известно с 1970-х годов, когда там были найдены многочисленные останки австралопитеков, получивших название Australopithecus afarensis. Позже этот вид был обнаружен и в других местах, в том числе в Дикике, где антропологи отрыли целый скелет детёныша афарского австралопитека. Огромное количество окаменелостей много раз описывалось под самыми разными углами зрения. Но, как часто бывает, изобилие приводит к расточительности: некоторые уникальные находки были публикованы довольно поверхностно и никогда не реконструировались. Но прогресс не остановить. Вот и до хадарских

05.04.2020

Смешались в кучу австралопитеки, люди и парантропы... и немножко кони: новые находки в пещере Дримолен

Момент появления Homo, конечно, самый интересный во всей палеонтологии, ведь речь идёт не о каких-нибудь там бделлоидных коловратках или неправильных морских ежах, а о нашем собственном человеческом роде. В настоящее время наметилось три главных центра борьбы за звание самого-самого. Первый – самый смешной – Китай: всем некитайским антропологам очевидно, что люди возникли в Африке, а в Азии появились довольно поздно, но не отметить усилия китайских антропологов невозможно. Второй – самый серьёзный – Восточная Африка: тут больше всего находок и надёжнее всего датировки, да и опубликованы материалы лучше прочих. Третий же –

03.04.2020

Дитёнок наледи – детёныш или ребёнок?

Останки из пещеры Диналеди в Южной Африке ещё многие годы будут источником уникальных сведений о странной загогулине эволюции. Крайне нестандартный вид Homo naledi не вписывается в скучное повествование о предках и потомках. Это, конечно, не значит, что надо срочно переписывать учебники и отвергать теорию эволюции. Напротив, это отличный пример того, что эволюция – лишь статистика копирования генов, не имеющая целей и задач. И важное предупреждение нам, достигшим стадии разумности и развившим возможность ставить себе цели и задачи. И одной из таких целей должно бы стать сбережение разума во Вселенной.

01.04.2020

День предка: как динозавры поучаствовали в нашей эволюции

Роль пургаториуса в нашей эволюции известна давно – это наш Великий Предок. Для полного счастья палеоантропологам не хватало одной малости – целого скелета, чтоб, как говорится, в полный рост. Отдельные зубы и фрагменты челюстей – этого, конечно, вполне достаточно для глобальных выводов о ходе эволюции, но как-то не очень впечатляет. Хочется всё же увидеть пра-прадедушку целиком, да ещё, желательно, в типичной обстановке и за любимым занятием. А с этим были проблемы. Ныне те места, где жили пургаториусы, являются гольной пустыней. Очень трудно вообразить, как жили недоприматы десятки миллионов лет назад. Лишь уникальное с

20.03.2020

Сенсация: учёными найден атлант! или Шея австралопитека: что можно узнать по одной косточке

Скелет Stw 573, он же "Маленькая Стопа", он же "Синдерелла", он же "Манька Об..." (а нет, это из другого сериала...) из Грота Сильберберг в Южной Африке ещё долгие годы будет радовать нас своими особенностями. Имея наиболее вероятную датировку 3,67±0,16 миллиона лет назад (в оптимистичном варианте назывались даже 4,17±0,14 миллиона лет назад, но они были пересмотрены), он на данный момент является древнейшим в Южной Африке австралопитеком (есть ещё череп и кости из Яковец Каверн с вероятной датировкой 3,4 млн.л.н., а в старой версии 4,02±0,27 млн.л.н., но они выходят чуть моложе) и синхронен восточноафриканским афарским ав

07.03.2020

Головушки предков: черепа и орудия из Гоны

В начале уже далёких двухтысячных годов в Эфиопии проходили раскопки. Учёные исследовали местонахождение Гона, а конкретнее – местности Басидима Северная и Дана Ауле, а ещё конкретнее – локальные местонахождения BSN12 и DAN5. В результате были найдены многочисленные палеоантропологические ценности: черепные коробки, челюсти и зубы. Открытия были радостно анонсированы в прессе, после чего наступила долгая таинственная тишина...

07.03.2020

Длинная рука парантропа

Полтора миллиона лет назад в Восточной Африке было интересно: параллельно с нашими предками из рода Homo, которых самих, вероятно, было несколько видов, существовали ещё и парантропы Paranthropus boisei. Эти наши родственнички были довольно своеобразными существами: огромные челюсти с мелкими передними зубками и гигантскими задними зубищами, мощнейшая жевательная мускулатура.

Выведенные на основе арабской породы английские скаковые лошади превзошли своих предков настолько, что арабские лошади официально на скачках получили льготу относительно массы седока.

Источник: А.С.Северцов, Основы теории эволюции. М., Изд-во МГУ, 1987 г., с. 43.