English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Разгадывая загадки (об антропологической реконструкции)

От Редактора: Статью из болгарского журнала перевела и прислала наша читательница Виктория. Вот её комментарий: "Журнал я нашла на чердаке старого дома в г.Пловдив и сохранила на память. Пролистала и еще тогда заметила эту статью. Когда вышел ряд публикаций о реконструкции, вспомнила о ней. Журнал "Болгаросоветская дружба" 1961 г. выпуск 9".

Обложка журнала
Обложка журнала

Мчимся в машине по улицам Москвы. Как будто боимся что-то упустить, просим водителя ехать побыстрее. И вот мы на месте.

На проходной уже знают о нас. Вскоре мужчина в штатском выходит нам на встречу со словами: "Вас ожидает Владимир Николаевич Рощин". Итак, мы заходим в Научно-исследовательский институт криминалистики. 

Лицо мёртвого человека

Шагаем молча вслед за милиционером, ведущим нас по коридору с множеством дверей. Останавливаемся перед одной из них.

- В этой лаборатории исследуются черепа по методу профессора Герасимова, - говорит наш проводник.

Тихо заходим.

- Это когда-то были живые люди, - шестнадцать, двадцать лет назад. А теперь это черепа, о которых мы не знаем..., точнее не знали бы ничего - ни откуда они, ни как их звали, ни при каких обстоятельствах умерли, если бы не метод профессора Герасимова. Он помогает нам разгадывать такие загадки. К примеру эти черепа....

Зрелище действительно странное. Повсюду вокруг черепа, черепа. В стеклянных витринах, на полках, на столиках.

И все они выглядят одинаково, одинаково жутко. И все-таки они разные. Отличаются по размеру, форме и цвету. Марк Владимирович берет один и говорит:

- При закладке фундамента нашли человеческий скелет. Женщина? Мужчина? Причина смерти? Ни на скелете, ни рядом с ним не сохранилось ни кожи, ни плоти, ни фрагментов одежды - ничего, что бы пролило бы свет на этот случай. Число без вести пропавших в военный период в этом районе огромно. Кому из этого длинного списка принадлежит череп? Отправили его нам и метод профессора Герасимова открыл облик умершего человека.

Но как? Как возможно по костям узнать, как выглядел покойник?

Фотография неизвестной женщины 

- Видите там человеческие головы?

Человеческие головы? Смотрю куда мне указывает Марк Владимирович... и у меня подгибаются ноги. Из другого угла помещения на меня смотрят как минимум дюжина человеческих голов. Глаза, рот, волосы...

Виктор Алексеевич Снетков, ассистент Марка Владимировича, улыбается.

- Спасибо, - говорит Марк Владимирович.

- А за что? - удивляюсь.

- Вы только что дали высокую оценку нашему искусству. Если я не ошибаюсь, вы приняли эти человеческие головы за настоящие.

Подхожу к ним. Лица женщин и мужчин. У каждого свое выражение. Каждое из них когда-то жило, выражало радость и скорбь, все человеческие чувства. Сейчас это всего лишь безжизненный гипс, изображающий человека жившего когда-то.

Так мы подходим к сути метода профессора Герасимова.

- Вернусь к случаю, о котором говорил в самом начале. Откопали человеческий скелет. Череп отправили нам. Мы его со всех сторон сфотографировали. По форме костей, по размерам отдельных частей черепа и по другим признакам нарисовали на бумаге отсутствующие мягкие ткани. Далее все дело рук наших скульпторов, которые по рисунку смоделировали бюст покойного. Оказалось, что это женщина. Фотографию отправили в город, откуда получили череп. По этой фотографии там опознали личность покойной и выяснили обстоятельства смерти.

Марк Владимирович берет со стола альбом. Пролистывает его и показывает мне две фотографии. "Родственники женщины сохранили ее фотографию. Вот она. А это фотография скульптуры, которую мы сделали. Ну, что, похоже?"

Невероятно! Вот фотография лица, восстановленного по черепу людьми, которые никогда в жизни не видели эту женщину и ничего о ней не знали. А рядом с ней фото этой женщины при жизни. Удивительное сходство.

- Иногда, когда обнаружат скелет, люди догадываются, кто это мог быть. Тогда они отправляют нам и фотографию, и наша задача понять по черепу, тот ли это человек.

Это метод профессора Герасимова. Метод, имеющий огромное значение в послевоенные годы. Он до сих пор помогает раскрывать преступления времен войны. Помогает найти сотни без вести пропавших и пролить свет на множество неясных случаев.

Сейчас эти черепа начинают говорить, и многие из них обвинять....

 

Слева - прижизненное фото женщины, справа - реконструкция по черепу. Сходство не 100%-е, но для опознания вполне достаточное.
Слева - прижизненное фото женщины, справа - реконструкция по черепу. Сходство не 100%-е, но для опознания вполне достаточное.

Вместо P.S. от Редактора: к сожалению, статья не содержит наглядных иллюстраций. Поэтому приводим фрагмент из другой, более свежей публикации на тему криминалистической реконструкции:

"В ходе оперативно-следственных мероприятий в конце августа 2008 г. в лесном массиве был обнаружен гнилостно измененный труп женщины, захороненный на глубине около 80 см. Гниение и повреждения на голове до неузнаваемости изменили черты лица, что не позволило оперативно опознать труп. В научно-идентификационных целях, а также для контрольного сравнительного исследования была проведена, последовательно, графическая и пластическая реконструкция лица по черепу, установлен конкретный человек, которому мог принадлежать данный труп. Им оказалась женщина, исчезнувшая в июле 2008 г. Сравнительный анализ прижизненного облика и черепа показал соответствие признаков внешности. Таким образом, проверяемая версия о принадлежности трупа пропавшей женщине подтвердилась".

Источник: Жолобов А.И., Рахматуллин Н.Р. "Практический опыт использования метода графической реконструкции прижизненного облика человека по черепу" http://journal.forens-lit.ru/node/397


Интересно

- Эх, хотя бы один патрон! Уж я бы не промахнулся в эту раскрашенную обезьяну.

- Я прощаю бледнолицему его слова. Он мог не знать о сэре Чарльзе Дарвине и о том, что обезьяна - наш общий предок...

Фильм "Человек с бульвара Капуцинов". Цитата предоставлена Дмитрием Виноградовым.

Catalog gominid Antropogenez.RU