«Эпоха великих географических открытий вывела научный мир из полусонного состояния, развернув перед ним широкое поле исследований. Довольно скоро натуралисты стали испытывать трудности, вызванные безудержным потоком описательной информации, которому, казалось, конца не будет. Наука была просто не в состоянии проглотить и переварить всю информацию о новых растениях, животных, минералах. Тогда-то и возникла необходимость в единой классификации и номенклатуре (т.е. системе названий) явлений природы. Это отчетливо сознавали ученые начала 18 века и, вероятно, более всех других шведский врач и натуралист Карл Линней (1707—1778).
Карл Линней (1707-1778)
В 1735 г. молодой Линней опубликовал сочинение с многообещающим и модным в то время названием «Система природы». Книга имела большой формат, но всего лишь 14 страниц. В ней конспективно излагалась основанная на аристотелевской логике схема иерархической классификации сразу трех царств природы — минерального, растительного и животного. Например, животных он разделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (ныне пресмыкающиеся и земноводные), рыбы, насекомые (ныне членистоногие) и черви. Именно Линней первым правильно отнес китов в класс млекопитающих.
Положение человека в зоологических классификациях того времени оставалось неопределенным. К человеческому роду причисляли следующих животных: ленивца под именем «дикий индеец», моржа как «морского человека» и орангутана как «дикого азиата» или «лесного человека».
Линней решил покончить с неразберихой в информации о людях, принимаемых за животных, и о животных, принимаемых за людей. В 10-м издании своей «Системы природы» (1758), которая разрослась до 1384 страниц, великий систематизатор создал отряд приматов, куда вместе с летучими мышами (!), полуобезьянами и обезьянами поместил род человека (Homo). Именно в этой публикации впервые появились названия приматы и Homo sapiens (Человек разумный). По всей видимости, наименование этого отряда млекопитающих лютеранин Линней заимствовал из церковной иерархии католиков, называющих своих высших священников (первосвященников) «примасами» (лат. primas — «один из первых»).
В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (Человек разумный) и Homo silvestris s. troglodytes (Человек лесной, или Троглодит). В свою очередь, вид Человек разумный разделялся на шесть разновидностей:
- дикий человек;
- монструозный человек (от слова монстр, то есть уродливый человек);
- американский — красноватый, холерик, покрытый татуировкой, управляемый обычаями человек;
- европейский — белый, мясистый, сангвиник, покрытый плотно прилегающим платьем, управляемый законами человек;
- азиатский — желтоватый, крепкосложенный, с черными прямыми волосами, меланхолик, упрямый, жестокий, скупой, любящий роскошь, носящий широкие платья, управляемый верованиями человек;
- африканский — черный, с дряблой и бархатной кожей, спутанными волосами, флегматик, ленивый и равнодушный, мазанный жиром, управляемый произволом человек.
По нынешним меркам, такие характеристики должны быть признаны не только безграмотными, но и откровенно расистскими. Тем не менее торопиться с осуждением не стоит. Вспомним, что в 18 веке и физическая антропология, и этнография пребывали в зачаточном состоянии, а во многих странах Старого и Нового Света рабство было законным и обыденным явлением.
Под именем Троглодита в род Homo попали известные в то время крупные человекообразные обезьяны — орангутан и шимпанзе. Линней признавался, что он «не в состоянии открыть никакого существенного различия между человеком и троглодитом». Совершенно неожиданно в данном вопросе Линнея поддержал Жорж Луи Леклер де Бюффон (1707—1788), писавший, что «орангутан телом своим менее разнится от человека, чем от остальных обезьян».
Сверстник Линнея, автор 36 (из 44) томов «Естественной истории», французский натуралист Жорж Луи Леклер де Бюффон недолюбливал Линнея, а его систему называл «метафизической ошибкой», из-за которой язык науки делался «более трудным, чем сама наука». Линней же оценивал Бюффона более объективно: признавал талант и успехи Бюффона как популяризатора, но пренебрежительно отзывался о нем как ученом. Тем не менее Линнею очень приятно было узнать, что Бюффон, в ведении которого в Париже находился Ботанический сад, вынужден был расположить растения именно по системе Линнея, как это было сделано в садах королей Франции и Англии и в большинстве садов Европы (Бобров, с. 183).
Возвращаясь к систематике, нельзя обойти вниманием отнюдь не безоблачную судьбу линнеевского отряда приматов. Еще при жизни Линнея, в 1775 г., И. Блюменбах (1752—1840) предложил способ, позволяющий покончить с позорящим человека соседством с обезьянами. Он разделил отряд приматов на два отряда: отряд двуруких, куда был отнесен только человек, и отряд четвероруких, куда попали обезьяны и полуобезьяны. Это деление понравилось видному французскому биологу Жоржу Кювье, многим другим научным светилам и продержалось почти столетие. Таким образом, после Блюменбаха «не стало» ни отряда приматов, ни линнеевского термина приматы.
Предпринимались и другие попытки найти существенные анатомические отличия человека от животных и тем самым закрепить идею об уникальности организма человека в сравнении с животными. Так, голландский анатом Питер Кампер в 1780 г. утверждал, что у человека, в отличие от человекообразных обезьян, отсутствует межчелюстная кость. Речь идет о небольшой парной кости, которая расположена в середине верхней челюсти и служит для прикрепления резцов. 27 марта 1784 г. эта кость нашлась. «Я нашел — не золото или серебро, а то, что доставляет мне несказанную радость — межчелюстную кость у человека! <...> Это и тебя должно сердечно радовать, ибо это как ключевой камень для человека...» Такие слова написал автор столь блестящего открытия своему другу философу Иоганну Гердеру, работавшему в то время над «Идеями к философии истории человечества» (1784—1791). В этом маленьком эпизоде из истории науки есть одна неожиданная деталь: имя автора открытия — поэта, писателя и, как видно, натуралиста — Гёте.
В 1863 г. английский биолог Томас Гексли (Хаксли, 1825—1895), развивая и пропагандируя дарвиновскую теорию эволюции, опубликовал работу о месте человека в живой природе. В ней Гексли доказывал, что по анатомическому строению задняя конечность обезьян — никакая не рука, а нога, и, следовательно, идея о разделении приматов на два отряда по признаку «двурукости-четверорукости» ошибочна. Согласно Гексли, оправдывается мудрое предвидение Линнея, и через целое столетие систематика опять пришла к заключению, что человек есть член того же отряда, к которому принадлежат обезьяны и лемуры. Кроме того, Гексли утверждал, что данные сравнительной анатомии о громадном сходстве телесной организации человека и прочих приматов свидетельствуют об их эволюционном родстве.
Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., Российский государственный гуманитарный университет, 1994 г., c. 153-155.