English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Злоключения Раймонда Дарта, первооткрывателя австралопитека

Разумеется, он готовился к огор­чениям, однако то, с чем ему вскоре пришлось столк­нуться, превзошло всякие ожидания. Антропологи столь усердно обсуждали обезьяньи черты его «бэби» ("бэби из Таунга" - череп австралопитека, найденный Дартом - прим. Редактора портала), что вско­ре «малыш» превратился под пером популяризаторов-журналистов в символ уродства.

Череп Australopithecus africanus ("бэби из Таунга"), найденный Р.Дартом в 1924 г.
						Кафедра антропологии, биофак МГУ. Фото: А. Соколов
Череп Australopithecus africanus ("бэби из Таунга"), найденный Р.Дартом в 1924 г.
Кафедра антропологии, биофак МГУ. Фото: А. Соколов

Служители прессы, которые совсем недавно умоляли Дарта об интервью, те­перь старались превзойти друг друга в остроумии по ад­ресу юного «чудовища из Таунгса». В состязание вклю­чились даже респектабельный лондонский еженедельник «Spectator» («Очевидец») и консервативная газета «Могning Post» («Утренняя почта»). Конферансье разыгры­вали друг с другом сценки на подмостках мюзик-холлов Британии: «Послушай, кто эта девушка, с которой я ви­дел тебя прошлым вечером? Она что — из Таунгса?» Композиторы сочиняли песенки, посвященные обезьяне из Трансвааля. В парламенте, который заседал в Йохан­несбурге, один из депутатов, распаленный дискуссией, обратился к своему противнику со следующими словами: «Если это действительно так, как сказал почетный член Таунгса...» Оскорбленный парламентарий обратился с решительным протестом к председателю, который серьез­но призвал «почетных членов обращаться к другим по­четным членам, учитывая их внешний облик». Австрало­питек приобрел такую известность, что даже путешество­вавший по Южной Африке принц Уэлльский высказал милостивое желание осмотреть череп из Таунгса. В Йоханнесбурге он покровительственно заявил: «В Юж­ной Африке я, кажется, ни о чем более не слышу, как о «бэби» профессора Дарта!»

Шутки шутками, но за ними определенно стояло не­что более серьезное. Недаром «Observer» («Наблюда­тель») именно в это время обрушился на «дарвинистов и эволюционистов», а церковные круги выступили с «напо­минанием» пастве о «божественном происхождении че­ловека». Все это произвело нужный эффект: в медицин­скую школу университета посыпались разгневанные и наполненные угрозами письма религиозных фанатиков. Вот один из образцов почты Дарта тех дней: «Как мо­жете вы, с даром гения, вложенным в вас богом, а не обезьяной, изменить создателю и стать пособником дьявола, а также его послушным орудием?» Дело, нако­нец, дошло до призывов упрятать Дарта в дом для ума­лишенных...

Ларичев В.Е.  Сад Эдема.  Политиздат. Москва, 1980 г.  с. 170-171.


Интересно

«Если мы позволим себе дать полную волю воображе­нию, — писал он в своей первой тетради за 1837—38 го­ды, — может вдруг оказаться, что животные — наши братья по боли, болезням, смерти, страданиям и бед­ствиям, наши рабы в самой тяжелой работе, спутники в развлечениях — разделяют с нами происхождение от общего предка — и все мы слеплены из той же глины».

Чарльз Дарвин, 1838-1839 гг., цит. по: Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия», 1973 г., с. 92.

Catalog gominid Antropogenez.RU