English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Первые попытки изучения шимпанзе

Насколько известно, первый шимпанзе прибыл в Европу из Анголы и был подарен в 1640 году принцу Оранскому. Некто Николаас Тулп - голландский врач и анатом - изучил и описал этого представителя Satyrus indicus. Рассуждая о неверных описаниях обезьян древними учеными, наделявшими их рогами и копытами, он пишет: «Приоб­ретение этого индийского сатира, о кото­рых так много говорят, может рассеять густой туман вокруг этих созданий» (Tulp, 1641; цит. по Yerkes, Yerkes, 1929, с. 12).

Козлоногий Пан, древнегреческое лесное божество. Pan - латинское название рода шимпанзе...
Козлоногий Пан, древнегреческое лесное божество. Pan - латинское название рода шимпанзе...

Но туман рассеивался медленно, так как в различные европейские страны прибыва­ли лишь единичные экземпляры шимпанзе. Лет 50 спустя после выхода в свет труда Тулпа лондонский врач Эдвард Тисон произвел вскрытие шимпанзе. Он обнару­жил много анатомических черт сходства между так называемым «пигмеем» и чело­веком, но заключил, что «это поразитель­ное существо ... представляет собой ... жи­вотное, настолько сильно напоминающее человека, что как в древности, так и сейчас его принимают за карликовую расу чело­века» (Tyson, 1969; цит. по Yerkes, Yerkes, 1929, с. 14-15).

В течение двух последующих столетий отдельные шимпанзе приобретались раз­личными европейскими зоопарками. Посе­тителям зоопарков они доставляли много удовольствия, ибо, как отмечал один очеви­дец, могли составить «премилую компа­нию за чаепитием» (Boreman, 1739, цит. по Morris, 1966, с. 124). Часто простужаясь, шимпанзе жили обычно недолго. Болезнь одного молодого шимпанзе так опечалила его преданных друзей, что они переселили своего любимца из зоопарка в роскошные апартаменты одной из лучших гостиниц, а когда он умирал, собрались у его изголовья. «До самого конца он был в сознании и узнавал друзей, и хотя прощальных слов он произнести не мог, свои чувства он выражал взглядом и пожатием руки» (цит. по Morris, Morris, 1966, с. 101).

Изображение шимпанзе. Tulp, 1641.
								Иллюстрация из книги: Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.
Изображение шимпанзе. Tulp, 1641.
Иллюстрация из книги: Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.

Выход в свет в 1860 году теории эволюции Дарвина возбудил новый интерес к поведению животных; в то же время эта теория способствовала некоторой сознательной антропоморфизации животных. Если человек в самом деле произошел от животных, было бы неплохо, чтобы эти его родственники отличались приятностью, умом и благородством. В 1890-х годах в джунгли Западной Африки отправился Р. Л. Гарнер, который, огородившись прочной клеткой, мог наблюдать (как нас, во всяком случае, пытаются уверить) поведение шимпанзе. Гарнер наблюдал шимпанзе и в неволе и пришел к чрезмерно преувеличенным выводам об их умственных способностях. Вдохновленный подобного рода сообщениями, француз по имени Виктор Менье со всей серьезностью предложил в 1896 году тщательно продуманную систему одомашнивания низших и высших обезьян. Предполагалось, что обезьяны, обученные разным лакейским навыкам, пойдут в услужение человеку. По рассуждениям Менье, шимпанзе окажутся выгоднее простых машин, ибо в одно и то же  время смогут работать и в качестве машин, и в качестве механиков. По мнению французского мыслителя, шимпанзе могли бы успешно освоить навык сервировки стола и каким-нибудь способом объявлять: «Кушать подано!» Их можно было бы обучать в специальных школах, делая из них садовников, нянек, слуг, горничных, сапожников, матросов, рабочих на стройке, маляров, сторожей и т.д."

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.


Интересно

Немецкий врач и фармацевт Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм писал в XVI веке: "Итак, все мы потомки Адама. И я вряд ли могу удержаться от короткого упоминания о людях, которые открыты на недоступных островах, и о тех, которые еще неизвестны. Не очень вероятно, что мы вправе рассматривать их как потомков Адама: что могли бы такие делать на недоступных островах? Кажется более мудрым думать об этих людях как о потомках другого Адама, потому что будет трудно постулировать, что они близки нам по плоти и крови". (Цитируется по: Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 112.)

Catalog gominid Antropogenez.RU