English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О подражании и других способностях шимпанзе

В неволе некоторые шимпанзе обнару­живают такие способности к подражанию, которые удовлетворяют даже строгим кри­териям Торпа. Классическим примером мо­жет служить поведение Вики, которая поджимала губы, что не входит во врожденный поведенческий репертуар шимпанзе, чтобы намазать их губной помадой. А в рамки более широкого определе­ния подражания, предложенного Кёлером, вписываются такие сложные формы пове­дения у выросших в человеческой семье шимпанзе, как шитье, откупоривание буты­лок, разливание напитков и рытье земли лопатой, т. е. многие из обычных действий, которые человек производит у себя дома.

В следующем поразительном примере главное действующее лицо - снова Вики. Однажды она внимательно наблюдала, как ее «мать», чтобы разгладить фотографии, закладывала их между страниц телефонной  книги. В течение нескольких последующих дней все имевшиеся в доме листки бума­ги - нераспечатанные письма, лекарствен­ные рецепты и даже салфетки - усердно разглаживались Вики (Hayes, 1951). Другой известный эпизод произошел, когда забо­лел Морис Темерлин. После того как его сильно стошнило, он в сопровождении оза­боченной Люси добрался до постели. Через некоторое время Люси вернулась в ванную комнату, приняла вертикальное положение, склонилась над унитазом (как это сделал ее хозяин), широко раскрыла рот и сделала несколько кряхтящих звуков, словно ими­тируя рвоту (Temerlin, 1975). Еще один интересный случай подражания произошел в Иоганнесбургском муниципальном зоо­парке. Два самца шимпанзе жили в сосед­них вольерах, но не могли видеть друг друга. Одного из них сторож научил курить, что, разумеется, вызвало восторг у посетителей, зоопарка, снабжавших его сигаретами. Второй самец, которого специально курить не учили, в скором времени тоже освоил это занятие; поощряемый посетителями, он научился курить, глядя, как это делают они (Brink, 1957). Самый ода­ренный из группы шимпанзе Мензела, са­мец по кличке Бандит, проводил долгие часы, внимательно наблюдая из своей вольеры, чем занимаются люди снаружи. Именно он часто выступал в роли заводи­лы «побегов» обезьян из вольеры; когда же все остальные шимпанзе убегали в лес, Бандит получал в свое единоличное распо­ряжение оставленные людьми инструменты (лопату, поливочный шланг и т. п.) и в выпавшие ему недолгие минуты свободы изображал человеческую деятельность (Р. Midgett, личное сообщение).

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., с. 32-33.

 

Если бы Гарднеры не начали проводить свои исследования по обучению обезьян языку, мы, вероятно, и сегодня мало что знали бы о способностях шимпанзе к фор­мированию понятий. Как бы то ни было, сейчас мы располагаем в этом отношении богатой и все увеличивающейся информа­цией. Как отмечают Гарднеры, ошибки, которые совершала Уошо, давали даже больше интересного материала, чем ее пра­вильные ответы. Так, например, когда Уошо спрашивали, указывая на гребень, как называется этот предмет, она жестом впол­не могла изобразить щетку, но вряд ли когда-нибудь изобразила бы тарелку. Жест, означающий тарелку, однако, вполне мог ошибочно использоваться Уошо для обо­значения вазы или даже чашки. Иными словами, Уошо могла четко классифициро­вать предметы по категориям. Четверо мо­лодых шимпанзе, с которыми Гарднеры работали в своем втором исследовании, однозначно относили множество различ­ных пород собак к категории собака, раз­личные виды цветов-к категории цветок, многих насекомых - к категории жук и т.д. Любопытно, что автомобили (на фо­тографиях или игрушечные) шимпанзе ча­ще относили к одушевленным, чем к не­одушевленным предметам (Gardner, Gardner, 1983).

Уошо и другие шимпанзе, обучавшиеся языку, были способны обобщать употреб­ление жестов, перенося их из контекста, в котором они были выучены, в новые, но вполне подходящие ситуации. Уошо, выу­чившая жест открывать в применении к дверям, стала использовать его и в тех случаях, когда хотела бы открыть тот или иной сосуд, холодильник или даже водопроводный кран.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., с. 38.

 

Во время длительного, богатого бур­ными сценами обучения навыку пользоваться ночным горшком Вики в качестве награды за примерное поведение получала сласти. Покойный Леонард Кармайкл рас­сказал мне случай, свидетелем которого он был во время посещения Хейсов. По пути к горшку Вики немного задержалась, вспрыг­нула на буфет и взяла из стоявшей там банки конфету - награду за свое поведение. Возможно, именно из-за этой задержки со­бытия повернулись не совсем так, как, ве­роятно, ожидала Вики. К изумлению гостя, Вики, обескураженная неудачей, с мокрым задом снова вскарабкалась на буфет и по­ложила конфету обратно в банку. Кроме них с Вики, в комнате никого не было.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., c. 41.


Интересно

Как заметил Ж.Ж. Руссо, «обезьяна подражает человеку, которого она бо­ится, и не подражает презираемым ею животным; она находит правильным то, что делает высшее по сравнению с ней существо».

Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах М., 1981. Том 1. С. 230. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU