Помимо классификации растений, Карл Линней предложил классификацию самих ботаников ("фитологов", как он их называет): Botanici (ботаники) и Botanophili (любители ботаники), затем первая группа снова делится на две подгруппы: Collectores et Methodici (собиратели и методисты), каждая из которых в свою очередь распадается на множество мелких подгрупп:
О подражании и других способностях шимпанзе
В неволе некоторые шимпанзе обнаруживают такие способности к подражанию, которые удовлетворяют даже строгим критериям Торпа. Классическим примером может служить поведение Вики, которая поджимала губы, что не входит во врожденный поведенческий репертуар шимпанзе, чтобы намазать их губной помадой. А в рамки более широкого определения подражания, предложенного Кёлером, вписываются такие сложные формы поведения у выросших в человеческой семье шимпанзе, как шитье, откупоривание бутылок, разливание напитков и рытье земли лопатой, т. е. многие из обычных действий, которые человек производит у себя дома.
В следующем поразительном примере главное действующее лицо - снова Вики. Однажды она внимательно наблюдала, как ее «мать», чтобы разгладить фотографии, закладывала их между страниц телефонной книги. В течение нескольких последующих дней все имевшиеся в доме листки бумаги - нераспечатанные письма, лекарственные рецепты и даже салфетки - усердно разглаживались Вики (Hayes, 1951). Другой известный эпизод произошел, когда заболел Морис Темерлин. После того как его сильно стошнило, он в сопровождении озабоченной Люси добрался до постели. Через некоторое время Люси вернулась в ванную комнату, приняла вертикальное положение, склонилась над унитазом (как это сделал ее хозяин), широко раскрыла рот и сделала несколько кряхтящих звуков, словно имитируя рвоту (Temerlin, 1975). Еще один интересный случай подражания произошел в Иоганнесбургском муниципальном зоопарке. Два самца шимпанзе жили в соседних вольерах, но не могли видеть друг друга. Одного из них сторож научил курить, что, разумеется, вызвало восторг у посетителей, зоопарка, снабжавших его сигаретами. Второй самец, которого специально курить не учили, в скором времени тоже освоил это занятие; поощряемый посетителями, он научился курить, глядя, как это делают они (Brink, 1957). Самый одаренный из группы шимпанзе Мензела, самец по кличке Бандит, проводил долгие часы, внимательно наблюдая из своей вольеры, чем занимаются люди снаружи. Именно он часто выступал в роли заводилы «побегов» обезьян из вольеры; когда же все остальные шимпанзе убегали в лес, Бандит получал в свое единоличное распоряжение оставленные людьми инструменты (лопату, поливочный шланг и т. п.) и в выпавшие ему недолгие минуты свободы изображал человеческую деятельность (Р. Midgett, личное сообщение).
Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., с. 32-33.
Если бы Гарднеры не начали проводить свои исследования по обучению обезьян языку, мы, вероятно, и сегодня мало что знали бы о способностях шимпанзе к формированию понятий. Как бы то ни было, сейчас мы располагаем в этом отношении богатой и все увеличивающейся информацией. Как отмечают Гарднеры, ошибки, которые совершала Уошо, давали даже больше интересного материала, чем ее правильные ответы. Так, например, когда Уошо спрашивали, указывая на гребень, как называется этот предмет, она жестом вполне могла изобразить щетку, но вряд ли когда-нибудь изобразила бы тарелку. Жест, означающий тарелку, однако, вполне мог ошибочно использоваться Уошо для обозначения вазы или даже чашки. Иными словами, Уошо могла четко классифицировать предметы по категориям. Четверо молодых шимпанзе, с которыми Гарднеры работали в своем втором исследовании, однозначно относили множество различных пород собак к категории собака, различные виды цветов-к категории цветок, многих насекомых - к категории жук и т.д. Любопытно, что автомобили (на фотографиях или игрушечные) шимпанзе чаще относили к одушевленным, чем к неодушевленным предметам (Gardner, Gardner, 1983).
Уошо и другие шимпанзе, обучавшиеся языку, были способны обобщать употребление жестов, перенося их из контекста, в котором они были выучены, в новые, но вполне подходящие ситуации. Уошо, выучившая жест открывать в применении к дверям, стала использовать его и в тех случаях, когда хотела бы открыть тот или иной сосуд, холодильник или даже водопроводный кран.
Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., с. 38.
Во время длительного, богатого бурными сценами обучения навыку пользоваться ночным горшком Вики в качестве награды за примерное поведение получала сласти. Покойный Леонард Кармайкл рассказал мне случай, свидетелем которого он был во время посещения Хейсов. По пути к горшку Вики немного задержалась, вспрыгнула на буфет и взяла из стоявшей там банки конфету - награду за свое поведение. Возможно, именно из-за этой задержки события повернулись не совсем так, как, вероятно, ожидала Вики. К изумлению гостя, Вики, обескураженная неудачей, с мокрым задом снова вскарабкалась на буфет и положила конфету обратно в банку. Кроме них с Вики, в комнате никого не было.
Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., c. 41.