English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как внешние факторы влияют на ум и характер?

Выяснив, таким образом, что, поскольку специфические раз­личия, допускаемые между цивилизованным и первобытным чело­веком и выведенные из сложных психических реакций, могут быть сведены к одним и тем же основным психическим формам, мы вправе отклонить, как бесполезное, рассмотрение наследственных умственных черт различных разветвлений белой расы.

Много было толков о наследственных характерных чертах евреев, цыган, фран­цузов и ирландцев: но я не нахожу, чтобы когда-либо были удовле­творительно выделены внешние и социальные причины, под влия­нием которых складывался характер лиц, принадлежащих к этим народам, и, более того, мне неясно, каким образом можно было бы это сделать. Легко указать несколько внешних факторов, влияющих на тело и на ум, — климат, питание, занятие, — но, коль скоро мы приступаем к рассмотрению социальных факторов и умственного состояния, мы не в состоянии определенно сказать, что является следствием и что — причиной. Повидимому, превосходное рассмотрение внешних влияний на характер народа было дано А. Верником в его характеристике японцев. Он находит, что некоторые из их особенностей обусловливаются недостатком энергии мускульной системы и пищеварительных органов, в свою очередь, обусловливаемым неудовлетворительным питанием; затем он признает наследственными другие физиологические черты, влияю­щие на ум. И все же насколько неудовлетворительными предста­вляются его выводы, после того как японцы проявили энергию и вы­носливость в своем развитии в новое время и в борьбе с русскими!

Франц Боас. Ум первобытного человека. URSS,  Москва, 2011, с. 65. (Оригинал: Franz Boas.The Mind of Primitive Man, 1911)


Интересно

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU