English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Священник не поверил в колдовство аборигена…

Вспоминает австралийский абориген: Самое большое наводнение, которое мне довелось видеть, произошло в 1948 году. Рассказывают, что   его вызвал человек из племени ларумбанда по имени Шиллинг. Это он совершил церемонию наводнения, чтобы свести счеты с миссионером — священником Маккарти.

Абориген с копьем. Иллюстрация из книги: Дик Рафси.  Луна и радуга. Издательство «Наука». Москва, 1978 г.
Абориген с копьем. Иллюстрация из книги: Дик Рафси. Луна и радуга. Издательство «Наука». Москва, 1978 г.

Все началось со скандала между Шиллингом и его женой. Она вела себя дерзко, и Шиллинг изрядно поколотил ее нулла-нулла. Таков закон племени, и все было бы хорошо, не пойди она в больницу миссии и не покажи медицинской сестре раны на голове. Священ­ник Маккарти ужасно рассердился, увидев следы побоев, и пошел поговорить с Шиллингом. Они посканда­лили, и все кончилось тем, что Шиллингу пришлось не­делю отработать в саду миссии.

Сад находился за миссией, в старом русле соленой реки. Несколько лет назад миссионеры построили сте­ну, перегородив рукав реки, чтобы их не заливало во время приливов. Прошли годы, дожди вымыли соли из почвы, и она стала пригодной для выращивания ово­щей и фруктов, таких как пау-пау и дикие яблоки. Мы никогда особенно не любили работать в саду, а Шил­линг просто возненавидел эту работу еще и потому, что считал наказание несправедливым. Каждый муж имеет право побить жену, если она дерзит. Поэтому по­ка старина Шиллинг целую неделю работал на солнце­пеке, у него зародился план отмщения миссионеру.

Закончив работу, Шиллинг собрал свои копья и ушел в лес. Он сказал всем, что пошел на охоту, а на самом деле отправился в родные края, к месту прове­дения церемонии наводнения. Он сходил в Мудуву за особой глиной, принес ее в Лил-Лилта-Пойнт и жил там до тех пор, пока не наступил отлив и можно было спокойно добраться до проходов в кораллах, чтобы провести церемонию наводнения.

Когда Шиллинг вернулся в миссию, которая нахо­дилась примерно в двадцати милях западнее Лангу-Нарнджи, то никому и словом не обмолвился о том, что вызвал наводнение. И лишь через несколько недель, когда появились первые признаки надвигающегося ци­клона, старый Шиллинг сказал людям, чтобы они ушли на возвышенность, так как он побывал в Биджайайл-нарви, в недобром месте.

Вскоре над заливом Карпентария с диким ревом пронесся ураган. Разразился страшный ливень. Несколько дней свирепствовали ветры. Вода поднялась выше уровня обычных сильных приливов. В разгар урагана, когда ветер с корнем вырывал деревья и разрушал дома, а все попрятались где было можно, море вышло из берегов и смыло стену, окружающую сад.

Когда шторм затих и люди выбрались из своих ук­рытий, они увидели, что сада больше нет. Море утихло, а на отмели в русле реки копошились дюгони, чере­пахи и рыбы, которые попали сюда, спасаясь от штор­ма. Людям представилась возможность попировать после нескольких дней голода и холода.

Священник Маккарти не мог поверить, что Шил­линг «напел» этот страшный ураган, и поэтому не на­казал его. Стену построили заново, и теперь там снова растет сад. Однако ураган кое в чем помог Маккарти. Несколько лет он пытался умиротворить племя кайадилт с Бентинка и Суирса, входящих в группу островов Южные Уэлсли (они находятся примерно в  двадцати милях к юго-востоку от Морнингтона). Кайадилты — воинственное, довольно подозрительное племя. Во время урагана низменный остров Бентинк был затоплен, и колодцы с пресной водой разрушены. Воля кайадилтов была сломлена, и в конце концов их удалось привести на Морнингтон и поселить там.

Дик Рафси (Абориген из племени лардилов).  Луна и радуга. Издательство «Наука». Москва, 1978 г.


Интересно

А вот что отец американской антропологии Франц Боас писал про японцев в 1911 г.:

Повидимому, превосходное рассмотрение внешних влияний на характер народа было дано А. Верником в его характеристике японцев. Он находит, что некоторые из их особенностей обусловливаются недостатком энергии мускульной системы и пищеварительных органов, в свою очередь, обусловливаемым неудовлетворительньнм питанием; затем он признает наследственными другие физиологические черты, влияю­щие на ум...

Catalog gominid Antropogenez.RU