Расовых предрассудков не знали ни в Испании, ни в Португалии. Поэтому испанцы и португальцы, приезжавшие в Южную Америку, как правило, без жен, очень быстро находили себе жен среди индейских женщин. Уже в XVI веке образовалась значительная прослойка людей, происходивших от смешанных браков.
Ныне, спустя четыре столетия, коренное индейское население в нетропических районах Америки почти совершенно исчезло. Лишь в Чили осталось еще около 100 000 чистокровных арауканов.
И в настоящее время в Америке существуют многомиллионные индейские народы, главные из которых кечуа (расселены в Перу, Боливии, Эквадоре, а также в Чили и в Аргентине), аймара (в Боливии), арауканы (в Чили), майя (в Гватемале и в Мексике).— Ред.
Сокращение коренного индейского населения, точные размеры которого невозможно установить, далеко не всегда происходило так мирно, как это пытается представить официальная статистика, относя его в основном на счет метисации. Этот процесс начался уже в период завоевания американского континента. Всем хорошо известны кровавые бойни, устраивавшиеся конкистадорами. Уже первые десятилетия колонизации привели к резкому сокращению численности индейских племен, особенно в северной части Южной Америки. На рудниках и плантациях тысячами гибли индейцы, не привыкшие, по европейским понятиям, к систематической работе. Высокая смертность индейцев объяснялась, между прочим, и тем, что они очень тяжело переносили перемену климата. Их здоровье сильно подрывали и завезенные европейцами болезни, особенно оспа, а также употребление спиртных напитков. В общем «Бразилия была сифилисирована прежде, чем цивилизирована».
Так как индейцы оказались «непригодными для работы», очень скоро стали завозить черных невольников из Африки. Об этом «черном переселении народов» будет еще речь впереди. Больше всего было ввезено рабов в Бразилию. По самым скромным подсчетам, в страну в период с XVI в. и вплоть до запрета ввоза негров в 1850 г. было завезено около трех миллионов негров. Ныне негры обитают в основном в районе, где средняя температура самого холодного месяца, июля, не опускается ниже 18° С.
Разобраться в различных степенях смешения «цветных» с «белыми» представляется делом очень сложным. По-настоящему в этом разбираются лишь сами южноамериканцы. Потомство от браков белых и индейцев называют повсюду метисами, на Андском нагорье — также чоло, в Бразилии — мамелюко, или кабокло, в Аргентине — гаучо. Потомок белого (португальца) и метиса называется кастисом, белого и негра — мулатом, белого и мулата — терцероном (следующие степени: квартерон, квинтерон и т. д.), мулата и мулатки — каско, индейца и негра — самбо (в Бразилии также кафузо, или каборе). И это далеко не полный перечень терминов. При точной классификации учитывается почти каждая капля «чистой» и «смешанной» крови.
Герберт Бутце. В сумраке тропического леса. Москва, ГИГЛ, 1956 г., с. 146-147.