В 1701 г. английский суд постановил, что никто не может быть удален из Англии против его воли, кроме как по решению суда.
Об этом, видимо, не знал плантатор из Виргинии, прибывший в Англию в 1772 г. вместе со своим черным невольником Джеймсом Сомерсетом.
Негр бежал от своего хозяина, но из-за черной кожи, служившей слишком хорошей приметой, был вскоре пойман и должен был в наказание быть перепродан на Ямайку.
Общественное мнение Англии было очень возбуждено этим случаем, как будто до этого там не знали о такого рода институте, как порабощение одного человека другим. Возмущение было огромно. На помощь призвали суд. Судья, напуганный принципиальным политическим значением своего приговора, в своем соломоновом решении сослался на постановление суда от 1701 г., добавив при этом, что освобождение негров в Вест-Индии является, конечно, делом парламента.
Так или иначе, но 14—15 тыс. черных невольников, находившихся в Англии, оказались свободными и предоставленными самим себе. Однако они не знали, что с собой делать. Привыкшие работать из-под палки, они питали теперь ненависть и отвращение к труду. Неудивительно поэтому, что они впали в другую крайность: стали бродягами и попрошайками. Это пришлось как нельзя более наруку противникам освобождения негров, с удовлетворением отмечавшим возникшую «социальную угрозу», доставившую немало хлопот английскому правительству. Решено было прибегнуть к радикальной мере. В 1787 г. первая партия негров в 400 человек, занимавшихся бродяжничеством в портовых кварталах, была «изъята» в результате облавы, погружена на корабль и отправлена на «родину» в Верхнюю Гвинею, вместе с 60 уличными проститутками, от которых также хотели избавиться. Для них было основано поселение, получившее впоследствии название Фритаун — свободный город. Оказавшись «дома», негры, однако, никак не могли привыкнуть к своему новому положению. Большинство из них провело свою жизнь на чужбине, многие там и родились. Испытав влияние европейской цивилизации, они чувствовали себя намного выше своих африканских единоплеменников.
Туземцы относились к ним тоже не очень дружелюбно, стремясь любыми средствами избавиться от пришельцев. Это было нетрудно сделать, поскольку вдоль берегов продолжали курсировать английские и североамериканские невольничьи суда, жертвой которых и становились несчастные негры-переселенцы.
Тем не менее англичанам удалось добиться известного успеха в этом деле. Нашелся состоятельный и одновременно благочестивый человек Генри Торнтон, который основал «Компанию Сьерра-Леоне» для расширения торговли с Западной Африкой и заодно взялся за репатриацию из Англии на родину ставших обузой негров. Превращение в 1807 г. Сьерра-Леоне в британскую колонию вновь продемонстрировало успех английской политики, столь ловко использовавшей идеи гуманизма.
Из совершенно других побуждений решили выселить своих негров североамериканцы. Когда в 1816 г. в федеральной столице Вашингтоне, выступавшей прежде всего за интересы северных штатов, было создано «Колониальное общество по расселению свободных чернокожих США», было уже ясно, о чем идет речь. Общество это пользовалось особым покровительством президента Джеймса Монро, провозгласившего доктрину «Америка для американцев».
Уже в 1821 г. в Западную Африку было доставлено из США 30 негритянских семей, основавших поселок Монровию, заложивший основу для негритянской республики Либерии. Так как присутствие североамериканского флота гарантировало от повторения случаев, имевших в свое время место возле берегов Сьерра-Леоне, число прибывавших негров все возрастало; это требовало соответствующего расширения территории. В 1847 г. Либерия провозгласила себя самостоятельной республикой, официально отказавшись от североамериканских советников…
Герберт Бутце. В сумраке тропического леса. Москва, ГИГЛ, 1956 г., с. 180-181.