Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.
Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г., с. 141.
Древнейшими объектами «народной археологии» являются артефакты каменного века, ибо он раньше всего закончился. Кремневые наконечники стрел неолита фигурируют во всей Евразии как «громовые стрелки», кремневые клиновидные топоры и каменные шлифованные боевые топоры неолита — как «громовые топоры». Поскольку к бронзовому и железному веку наконечники и топоры делались людьми почти повсеместно из металла, каменные приписывались иным существам.
Имелось в виду, что бог-громовик (Тор у германцев, Перун у славян, Зевс у греков, Индра у ариев Ригведы и т.д.) стреляет в своих противников молнией с громом, после этого и остается кремневый наконечник, который не сразу удается обнаружить, потому что он уходит глубоко в землю, а через 7 лет выходит на поверхность — тут-то его и обнаруживают. В России это «громовые стрелки» («молниина стрела», «громная стрелка»), в Германии — Blitzsteine («камни молнии»), во Франции pierres de foudre («камни молнии»), в древней Греции — xcpauvia, (молниевые, от греч. xepauvot; — молния) и paixuXia, в древнем Риме — lapides cerauniae, lapides fulminaris, baetuli (lapis — камень, fulminaris — молниевые), в Японии —рай-фуно-секи (там это оружие бога Тенгю). В Индии спутники Индры Маруты носили эпитет «стреляющие камнями» (Афанасьев 1865, 1: 244-247; Уваров 1881: 3-18; Cogels 1907; Мялешка 1928; Abramowicz 1979: 128439, 1983: 145-155; Mazurkiewicz 1988).
Лучше всего о неразличении природных курьезов и культурных древностей говорит схожесть римской трактовки «керауниев» и «бэтулей» — первым термином, судя по описанию Плиния (Hist, natur. II, 38; XXXVII, 51, ср. Уваров 1881: 1-19), обозначались белемниты и топоры, а вторым — кремневые наконечники стрел. Те и другие трактовались как «камни молнии». Светоний (Svet., VII) среди предзнаменований о воцарении Гальбы называет такое: «упала молния в озеро в краю кантабриев, и найдено двенадцать топоров, несомненно означающих верховную власть».
В христианском средневековье языческие боги-громовики получили отставку, но сакральность «громовых камней» осталась, старых богов заменили святые и демоны. В Англии это «стрелки дьявола». В средневековом «Луцидарии», написанном в XVI в. на латыни в Европе и переведенном в XVII в. в России, написано, что гром и молния бывают «от сражения облаков, и находят на землю падающе стрелки гром-ные и топорки сероведны, и сие бывает на устрашение демоном, зане бо демони наблюдают тогда на кую страну Бог казнь напустит» (Уваров 1881: 14-15).
Поляк Анджей Баудизий в своей диссертации, защищенной в 1668 г. Виттенбергском университете, где учились и друзья Гамлета, описывает творение громового камня в тучах из земного вещества неким Каменнотворным Духом...
Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 48-49.
Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.
Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г., с. 141.