Мир антропологии

В чем величие Жоржа Кювье?

«Кювье не создавал основ зоологии, он сделал нечто большее: он основал две науки: сравнительную анато­мию и палеонтологию. Если Карл Лин­ней положил в основу своей классифика­ции чисто внешние признаки, то Кювье прибавил к ним анатомическое исследова­ние.

Жорж Леопольд Кювье ( 1769—1832). Портрет Джеймса Томсона
						Источник: http://ru.wikipedia.org/
Жорж Леопольд Кювье ( 1769—1832). Портрет Джеймса Томсона
Источник: http://ru.wikipedia.org/

Это была новая ступень в естество­знании. Разумеется, до Кювье и анатоми­ровали, и сравнивали, и размышляли, и описывали. Кювье же проделал гигант­ский синтез, прослеживая изменения каж­дого органа в длинной веренице животно­го мира. Палеонтологию он не выделял, работа над ископаемыми костями была просто продолжением прежней работы. Трудно поверить, что всего за сто лет до Кювье учёные мужи выдавали кости са­ламандры за скелет ребёнка, погибшего при потопе, а он уже произносит свою крылатую фразу: «Дайте мне одну кость, и я восстановлю животное». Кювье описал и реставрировал около 150 видов ископаемых млекопитающих и пресмыкаю­щихся, впервые разобравшись в дотоле бессмысленном хаосе костей».

Голованов Я.К., Этюды об учёных, М., «Молодая гвардия», 1976 г., с. 122-123. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Много научных споров вызвали темные прослои в слоях 3,4,6 и 10 (местонахождения Чжоукоудянь в Китае), самый мощный из которых – в слое 4 – достигает мощности 4-6 м, а самый тонкий – немного больше 1 м. Первоначально эти прослои были интерпретированы как остатки костров, кучи золы и в таком качестве вошли в огромное количество научных и популярных публикаций.  Однако пересмотр доказательств наличия следов огня в Чжоукоудяне показал, что мощные слои «пепла» представляют собой субаэральные водные отложения ила, стекшегося в ямы с окружающего пространства...