English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Жюль Ламетри писал о человекообразных обезьянах в XVIII веке

Дикие люди, довольно распространенные в Индии и в Африке, называются индусами орангутангами, а африканцами - куаморру. Они не жирны и не худощавы; у них квадратной формы тело и столь сильные и мускулистые члены, что они очень быстро бегают и отличаются невероятной силой. На передней части тела у них нигде нет волос, но вся спина покрыта густым лесом черной щетины. Лицо этих животных походит на человеческое, но ноздри плоски и выгнуты, а рот в морщинах и без зубов.

Их уши ничем не отличаются от ушей людей, так же как и их грудь: у самок сатиров очень большие груди, а у самцов грудь плоская, как у большинства мужчин. Пупок сильно вдаётся внутрь, а верхние и нижние конечности похожи на конечности людей, как две капли воды.

Локоть у них сгибается точно так же, как и у нас; у них то же самое количество пальцев, как и у нас; большой палец такой же, как и у человека, такие же икры ног и такая же ступня, на которую, подобно нашему, опирается их тело, когда они ходят, подобно нам, что с ними часто случается. Когда они пьют, они очень хорошо одной рукой придерживают ручку кубка, а другой держат его дно; затем они обтирают губы очень чистоплотно. Когда они ложатся спать, они обнаруживают много внимания и тщательности: в прирученном состоянии они пользуются подушкой и одеялом, которым заботливо покрываются. Сила их мускулов, их крови и животных духов делает их храбрыми и бесстрашными, как и нас, но это мужество свойственно только самцам, как это мы наблюдаем и у человеческого рода. Часто они в бешенстве набрасываются даже на вооружённых людей, как и на женщин и девушек, над которыми совершают насилия. Нет более бесстыдных, распущенных и развратных животных. Женщины в Индии опасаются второй раз пойти взглянуть на них в пещерах, в которых они скрываются. Они ходят голыми и в любви проявляют так же мало предрассудков, как и собаки.

Плиний, св. Иероним и другие, на основании свидетельства древних, оставили нам сказочные описания этих распущенных животных, насколько можно судить, сравнивая их с современным описанием. Последним мы обязаны амстердамскому врачу Тульпиусу. Этот автор говорит о виденном им сатире лишь как о животном; он занят только описанием частей его тела, не упоминая о том, говорил ли и имел ли он какие-нибудь идеи. Но полное сходство, признаваемое им между телом сатира и телом людей, заставляет меня предполагать, что мозг этого мнимого животного по природе своей обладает, подобно нашему, способностью чувствовать и мыслить. Черт аналогии тут гораздо больше, чем у других животных.

Жюльен Ламетри, Трактат о душе (Естественная история души) /  Сочинения, М., «Мысль», 1983 г., с. 137-139. Предоставлено Викентьевым И.Л.


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU