Чарлз П. Маунтфорд в 1947 г. совершил путешествие по пустынным областям Центральной Австралии, где у австралийцев нерушимо сохранились древние обычаи. Вот что он рассказывает.
Дети австралийцев окружены всеобщим вниманием, ласками и заботой. Но потом приходит юность. И тогда беззаботная жизнь мальчика неожиданно обрывается.
Церемония инициации в племени аранда (фото 1904 г.). 12-летнего мальчика подбрасывают и ловят его родственники-мужчины.
Источник: http://www.webpages.uidaho.edu/
~rfrey/220aboriginal_passage.htm
Даже женщины, самые близкие ему: бабушка, мать, сестра — внезапно набрасываются на него и, угрожая пылающими факелами, изгоняют из места общего обитания (стоянки, лагеря). С этого времени и до окончания обряда обрезания — примерно в течение года — к юноше относятся как к отверженному. Спит он теперь в некотором отдалении от стоянки, никогда не приближается к женщинам и не разговаривает с ними. Он не говорит и со стариками, пока они сами не позовут его. Отвечая старикам, юноша обязан говорить только шепотом.
Жизнь изгнанника идет так: днем он находится среди мужчин, а по ночам спит у своего маленького костра за чертой стоянки племени. И вот, наконец, приходит день, когда старики хватают юношу и под причитания женщин, крики и топот мужчин, уже прошедших инициацию, ведут его в укромное место. Тут ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Длительный обряд инициации имеет целью обучить молодого австралийца законам рода и племени и дать ему религиозно-нравственное сознание.
При этом используется все, что может привести к достижению нужного результата: испытание голодом и болью для укрепления силы духа, атмосфера непостижимой загадочности.
Юноша, лежащий лицом вниз, слышит, но не видит, что происходит вокруг него. Только на мгновение позволяют ему поднять голову и в свете колеблющегося пламени костра взглянуть на это зрелище, вызывающее экстаз. Восприимчивый юноша настолько захвачен удивительными впечатлениями, что эта картина остается в его памяти на всю жизнь. Первый обряд инициации, включающий обрезание, является важнейшим шагом молодого австралийца на пути к зрелости.
После обрезания юноше надевают на голову отличительную повязку, которая свидетельствует о его общественном росте, и теперь его можно видеть лишь среди стариков-наставников и стражей. Он обязан избегать женщин и не смотреть на них. Его новое имя теперь — вангарапа — «скрывающийся мальчик». Вместе со стариками он совершает длительные и многотрудные путешествия, знакомясь с бытом других дружественных племен.
Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа (продольный разрез у основания пениса - Ред.); этот обряд символизирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Теперь он может жениться, если его нареченная достаточно взрослая. Он может принимать участие в совете племени или рода. Подрезание является самым тяжелым и мучительным из всех испытаний и означает переход посвященного в полноправные члены общества.
К этому надо добавить, что далеко не все юноши оказываются в состоянии вынести все лишения и пытки, которым они подвергаются во время инициации: некоторые гибнут от истязаний и лишений. Вероятно, именно поэтому юноши, проходящие инициации, находятся в положении глубоко изолированных, женщинам и детям строжайше запрещено даже приближаться к той местности, где находится лагерь посвящаемых, чтобы они не могли видеть истязуемых и слышать их стоны и вопли.
Чрезвычайная жестокость посвятительных обрядов, несомненно, способствовала, с одной стороны, отсеву и уничтожению слабых телом и, главное, слабых духом, а с другой стороны, культивировала, поощряла и передавала по наследству высокие качества мужества, стойкости, скромности.
Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение», 1972 г., с. 191-193.