English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Что получается, когда ученый подменяет факты умозрительными рассуждениями

Естественно, что такое странное сооружение, как Стоунхендж, не могло не привлечь внимание столь любоз­нательной публики. Его осматривало много путешествен­ников, и еще больше народу писало о нем.

Стоунхендж. Гравюра 1575 г.
						Источник: http://www.eternalidol.com/
Стоунхендж. Гравюра 1575 г.
Источник: http://www.eternalidol.com/

В начале XVII в. Стоунхендж посетил король Яков I. Древние камни произвели на него такое впечатление, что он приказал знаменитому архитектору Иниго Джонсу нарисовать план всего сооружения и установить, как оно было создано. По-видимому, Джонс обследовал Стоун­хендж, но — к несчастью для нас — не оставил об этом никаких записей. Мы знаем лишь, что в1655 г. его зять Джон Уэбб опубликовал книгу «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии «Стоун-Хенг», восстановленная», в которой изложил суть, как он выразился, «беспорядочных заметок», оставленных Иниго Джонсом. 

Эта книга являет собой разительный пример того, что происходит, когда большой специалист берется за разрешение какой-то проблемы в своей обла­сти, не располагая фактами.  

Иниго Джонс рассматривал Стоунхендж глазами архитектора, подходил к нему, как к архитектурной загадке, и сделал несколько опирающихся на архитектуру выводов, которые были столь же логиче­ски обоснованы, как и неизбежно неверны. 

Эта книга  - поразительный документ, настоящий клад тонких наблюдений, проницательного анализа, всевозможных сведений (далеко не всегда неверных) и первоклассной логики, основанной на легендах.

Джонс похвалил это сооружение за «редкостную выдумку... прекрасные Пропорции», объявил, что оно «изящно по Ордеру... величественно по виду», и перешел рассмотрению различных кандидатов, которые мог быть   его  предполагаемыми   строителями.   И — раз – два - три! — отмел их всех.

«Касательно Друидов... несомненно, Стоунхенг не мог быть построен ими, ибо я не нашел никаких упоминаний о том, что они когда-либо были искусны в архитектуре (а в указанном сооружении она представляется самой замеча­тельной) или имели сноровку в чем-либо, для оной потребной. Ибо Академии Рисования были им неведомы, публичные Лекции по Математике среди них не читались, ничто не свидетельствует о том, что они имели Живопись и Ваяние или же науки (Философию и Астрономию исключая), помогающие суждениям Архитектора».

Что касается ранних «британцев», то они были «диким и варварским народом, не знавшим вовсе употребления одежды... не обладающим знаниями... чтобы воздвигать величественные здания или же столь замечательные со­оружения, как Стоунхенг...

А потому достаточно сказать, что Стоунхенг не создан ни Друидами, ни древними Британцами; мудрость Друидов заключалась более в созерцании, нежели в умениях, а древние Британцы первейшей славой своей почитали не знать никаких Искусств».

И наконец, «что до нелепой Басни, будто Мерлин перевез эти камни из Ирландии, то это всего лишь праздная выдумка».

Разделавшись таким образом с этими претендентами на честь создания сего «сооружения, построенного с боль­шим Искусством, соблюдением пропорций и гармонично­стью», Джонс называет собственных кандидатов. «Памятуя о великолепии, которое древние Римляне в эпоху преуспеяния придавали всем своим сооружениям... о их познаниях и опыте во всех  Искусствах и Науке, о хитроумных их приспособлениях для постройки высочайших зданий, а также об их строительном Ордере и о принятой   у   них   манере,   я   прихожу  к  выводу, что Стоунхенг был построен Римлянами, и они одни были его Создателями... Но если мне возразят: коли Стоунхенг — это Римская постройка, так почему же ни один Римский Автор о нем не упоминает? — то я отвечу: их Историки вовсе не описывали каждую постройку или деяние Римлян, иначе сколь обширными были бы их труды!»

Что касается архитектурного стиля, то строители «по всей вероятности… для столь примечательного сооружения, как Стоунхенг, избрали Тосканский, а не какой-либо иной ордер, не только потому, что он наиболее подходил к грубой, простой, бесхитростной природе тех, кого они намеревались наставить... но также... чтобы возвысить для живших в те дни добродетель Предков столь благородным изобретением». 

Когда он был возведен? «К счастью, в те самые времена, когда Римляне, умиротворив здешний Край, приобщили  естественных   обитателей  этого Острова Обществу, ведущему Цивилизованную жизнь...»

И с какой целью? Это был «первоначально Храм… жертвы, древле приносимые в Стоунхенге... были Бык или   Волы   и   несколько  иных   Видов  животных, как показывают различные головы, недавно там выкопанные. Храм был посвящен богу неба Целу, потому что он стоял на равнине под открытым небом, потому что он имел форму круга, подобно круглой земле, и потому что его камни имели форму языков пламени, а огонь — это небесная стихия.

Трудолюбивый и высокодостойный Иниго завершил свою решительную попытку установить эпоху создания и назначение Стоунхенджа по его архитектуре следующим очаровательным благословением:

«Привел ли я в этом плавании мою Барку в желанный Порт Истины, я предоставляю решать Искусным Лоцманам. Как бы то ни было, я дерзнул положить начало предприятию и направить его так, чтобы другие соблазнились вновь отправиться в такое Путешествие или повторить мое, но подробнее и шире, в чем да споспешествует им желанный Успех и попутный Ветер да приведет их к более полному и верному открытию».

С тех пор как я сам отправился в то же путешествие по тайнам Стоунхенджа, я часто ощущал теплоту этого напутствия трехсотлетней давности и добавлял к нему мои собственные пожелания «Успеха» будущим исследователям древней загадки Стоунхенджа.

 

Дж. Хокинс, Дж. Уайт. Разгадка тайны стоунхенджа. М., «Мир»,1984 г., с. 21-24. 


Интересно

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.

Catalog gominid Antropogenez.RU