English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Атеизм в IV веке до н.э.

Древние даосы признавали объективность мира, вы­ступали против обожествления Неба и отрицали Небесную Волю. Они учили, что небо, так же как и земля,- часть природы. Однако существования богов Лаоцзы не отри­цал, считая их порождением «дао»; он полагал, что их влияние на людей устраняется соблюдением естественного хода вещей. Некоторые другие даосские мыслители (Сун Цзянь, Инь Вэнь, Чжуанцзы) также не разделяли гос­подствующих теологических представлений, низводили богов к природным стихиям, объявляя их одной из форм существования материи.

Мир в представлении Даосов состоит из мельчайших неделимых материальных частиц «ци» и находится в со­стоянии постоянного изменения, все переходит в свою противоположность: «Неполное становится полным, кри­вое - прямым, пустое - наполненным, ветхое - новым» («Даодэцзин»). Человек должен предоставлять вещам развиваться самим по себе, естественным образом.

Наивно-материалистические идеи даосизма были тесно связаны с антирелигиозными представлениями. Даосы отрицали культ предков, отвергали некоторые другие древнекитайские культы, протестовали против жертво­приношений Небу, Земле, рекам, горам, радуге и прочим обожествленным явлениям природы.

Атеистические воззрения даосов нашли яркое отраже­ние у философа Лецзы (V- IV вв. до н. э.) и великого писателя древности Чжуанцзы (ок. 369-286 гг. до н. э.) Оба мыслителя вышли из среды ремесленников.

Лецзы по прозвищу Защитник Разбойников был родом из царства Чжэн (в Центральном Китае). Точных данных о годах его жизни и подробных сведений о нем не сохранилось. К концу поздней древности относится трактат, названный его именем, в котором, как отмечается в литературе, не­смотря на позднейшие искажения, в целом достоверно изложены взгляды Лецзы.

Лецзы был выдающимся материалистом и диалекти­ком древности. Неразрывно связанные у него понятия материи и её движения раскрываются через категорию естественности («дао»), трактуемую как «вечное само­движение материи». Лецзы утверждал: «...вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами окрашиваются, сами познают, сами усиливаются, сами истощаются, сами исчезают. Неверно говорить, будто кто- то намеренно порождает, развивает, формирует, окраши­вает, дает познание, силу, вызывает истощение и исчез­новение» («Лецзы»),

Теория материи Лецзы близка к представлению об атомистическом строении вещества. В качестве матери­альной субстанции в его учении выступают два первоэле­мента: «ци» (эфир, воздух) и «цзи» (семена). «Вся тьма вещей выходит из «семян» и в них возвращается»,- чи­таем в «Лецзы».

Лецзы принадлежит наивно-материалистическое и по основной направленности атеистическое учение о проис­хождении вселенной, эволюции жизни на земле от про­стейших организмов до человека.

Процесс возникновения всей тьмы вещей (10 тыс. ве­щей) проходит, по его мнению, четыре стадии. В двух первых «вещи ещё не отделились друг от друга» и пребы­вают в состоянии «хаоса» (хуньлунь). Тончайшие частицы («ци») хаоса поднимаются вверх и образуют небо, опускаются вниз и образуют землю. В результате взаи­модействия этих двух разнородных «ци» в воде возникают мельчайшие органические вещества - семена («цзи»), «подобные икре лягушки», которые у берега превраща­ются в мох «цинтай», из него на суше рождается трава «линси», которая рождает растение «уцзу». Его корни превращаются в червей, листья - в бабочек. От них про­изошли насекомые „«цзюйцзюэ»", а от них - птицы. В хо­де дальнейших превращений появились животные, из на­иболее совершенного животного - лошади произошел человек, который после смерти возвращается к исходным семенам («цзи»).

Лецзы отвергал идею о предопределенном свыше бо­жественном происхождении и предназначении человека, о загробной жизни и бессмертии души.

Мыслитель утвер­ждал, что душа состоит из тех же частиц, что и тело, только более легких и теплых.

Лецзы считал небо «скоплением воздуха», а землю - «скоплением твердого вещества». Он развивал материа­листическую концепцию о вечности и бесконечности все­ленной, о множественности миров, одним из которых яв­ляется земной мир. По сути Лецзы отвергал саму идею божественного творения, сознательной божественной воли. 
 

Степугина Т.В., Свободомыслие и атезим в Древнем Китае, Античное свободомыслие и атеизм, в Сб.: Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения/ Под ред. А.Д. Сухова, Институт философии АН СССР, М., «Мысль», 1986 г., с. 90-91. Предоставлено Викентьевым И.Л.


Интересно

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.

Catalog gominid Antropogenez.RU