English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как начались раскопки Помпей

«В  1738 году  Мария  Амалия Христина,  дочь  Августа  III  Саксонского, покинула Дрезденский  двор и вышла замуж за  Карла Бурбонского, короля обеих Сицилий.  Осматривая  обширные  залы   неаполитанских   дворцов  и  огромные дворцовые парки, живая и влюбленная в  искусство королева обратила  внимание на  статуи  и  скульптуры,  которые  были  найдены незадолго  до  последнего извержения Везувия: одни - случайно, другие - по инициативе некоего генерала д'Эльбефа. Красота статуй привела королеву в восторг, и она попросила своего венценосного супруга разыскать для нее новые.

Мария Амалия Саксонская
						Источник: https://ru.wikipedia.org/
Мария Амалия Саксонская
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Со времени последнего сильного извержения  Везувия  1737 года, во время которого склон горы обнажился,  а часть  вершины взлетела на воздух,  вулкан вот  уже полтора года молчал, спокойно возвышаясь под голубым небом Неаполя, и  король  согласился. Проще  всего было  начать  раскопки  там,  где кончил д'Эльбеф. Король  посоветовался  с  кавалером Рокко Хоаккино де Алькубиерре, испанцем  по происхождению, который был начальником его технических отрядов, и тот предоставил рабочих, орудия и порох. Трудностей было много. Нужно было преодолеть  пятнадцатиметровый  слой твердой, как  камень, лавы. Из  колодца шахты,  проложенной  еще  д'Эльбефом,  прорубили  ходы,  а  затем  пробурили отверстия для взрывчатки. И вот  наступил  момент, когда заступ наткнулся на металл, зазвучавший под его  ударами, как колокол. Первой находкой  были три обломка гигантских бронзовых  коней. И  только  теперь  было  сделано  самое разумное из того, что можно  было  сделать и с чего,  собственно, нужно было начинать: пригласили специалиста. Надзор за раскопками  взял  на себя маркиз дон Марчелло Венути - гуманист, хранитель королевской библиотеки. За первыми находками  последовали  другие: три  мраморные  статуи одетых в тоги римлян, расписные колонны и бронзовое туловище коня. К месту раскопок прибыли король с супругой.  Маркиз, спустившись по  веревке в  раскоп,  обнаружил лестницу, архитектура которой позволила ему прийти к определенному  выводу о характере всей постройки; 11  декабря  1738 года подтвердилась правильность сделанного им  заключения: в этот день была обнаружена  надпись, из которой  следовало, что  некий Руфус выстроил  на  свои собственные  средства театр  - «Theatrum Herculanense». 

Так началось открытие погребенного  под землей города, ибо там, где был театр, должно было быть  и  поселение. В свое  время д'Эльбеф,  сам того  не подозревая - ведь перед ним  в окаменевшей лаве было множество других ходов, - попал прямо  на сцену театра, буквально  заваленную  статуями. В  том, что такое   количество   статуй   оказалось   именно  здесь,  не   было   ничего удивительного: бурлящий поток лавы, сметающий все на своем пути,  обрушил на просцениум заднюю стену театра, украшенную множеством скульптур.  Так обрели здесь семнадцативековый покой эти каменные тела. 

Надпись сообщала и имя города: Геркуланум. 

Лава,  огненно-жидкая  масса, поток  расплавленных  минералов и  горных пород, постепенно охлаждаясь, застывает  и вновь  превращается в камень. Под двадцатиметровой толщей такой застывшей лавы и лежал Геркуланум. 

Во  время извержения вулкана  вместе  с пеплом выбрасываются  лапилли - небольшие куски пористой лавы - и шлак; они градом падают на землю, покрывая ее рыхлым слоем, который нетрудно удалить с помощью самых простейших орудий. Под слоем лапилли на значительно меньшей глубине, чем их собрат по несчастью Геркуланум, были погребены Помпеи.

Как  нередко  бывает  в  истории,  да,  впрочем, и  в жизни, наибольшие трудности  приходятся  на  начало  пути,  а  самый  длинный  путь  частенько принимают  за  самый  короткий.  После раскопок,  предпринятых  д'Эль-бефом, прошло еще тридцать пять  лет, прежде чем  первый удар лопаты положил начало освобождению Помпей».


Из книги: К.В. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые» 


Интересно

« - Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Ежели все пойдут в учёные да в благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

- А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать.

И, думая, что оба они сказали нечто убедитель­ное и веское, Кузьмичов и отец Христофор сделали серьёзные лица и одновременно кашлянули». 

А.П. Чехов, повесть «Степь»

Catalog gominid Antropogenez.RU