И.Л. Викентьев о механизмах порождения лженауки. Часть 2
Продолжение интервью. С И.Л. Викентьевым, создателем и владельцем крупнейшей в Европе базы данных по методикам творчества, беседует редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов.
3. Смешение этажей / уровней понимания.
«В 1916 году мои сёстры увлеклись спиритизмом.
В смутное время всегда возникают такие увлечения.
Мой отец, обращаясь к ним, сказал:
Я ещё могу поверить, что вы можете вызвать дух Льва Толстого
или Антона Чехова, но чтобы они с вами, дурами, по два часа
разговаривали, я в это никогда не поверю».
Анатолий Петрович Александров,
Президент Академии Наук СССР
Цитируется по: Жорес Алфёров, Анатолий Петрович Александров – встречи и воспоминания / Наука и общество, СПб, «Наука», 2005 г., с. 194.
А.Б. Соколов: На лекции вы говорили о смешении системных уровней понимания, как о ещё одном частом механизме порождения научных ошибок.
Да, данный механизм крайне распространён в гуманитарной сфере, и о нём надо сказать отдельно. Ему же посвящён короткий видео-ролик.
Рабочая формулировка этого механизма проста: есть разные уровни знания и в интересах науки точно не следует их смешивать.
Представим эти уровни в виде «лесенки», которую нужно просмотреть снизу – вверх:
5. Как спрогнозировать?
4. Как выбрать лучший вариант из возможных?
3. Как сделать / смоделировать?
2. Что это? Начально-поверхностное ознакомление с явлением
1. Самоуспокоение / успокоение, но никак не познание
Рис. 1.
В 90-е годы б. СССР, в том числе, представлял из себя интересный модельный объект, наподобие мушки дрозофилы у биологов.
Разнонаправленные вектора: нам начальство деньги не платит; а вон Манька-Ванька уже легко зарабатывают; а что я хуже? и т.п., привели к появлению большого количества тренингов-семинаров по нескольким десяткам ходовых тем.
Как руководитель 30 с лишним конференций отечественных тренеров-консультантов, могу сказать, что десятки выпускников МГУ и СПбГУ (другие вузы просто не беру), имея бытовые результаты 1-го -2-го уровня, хронически выдают их за научные достижения 3-го - 5-го уровня – см. выше Рис. 1.
А вот зарубежные аналоги: значительные по объёму цитаты из книг Эдварда де Боно и Антонио Менегетти.
См. также: Как тренеры-консультанты СНГ действительно решают задачи своих Клиентов.
Статистический факт: несколько тысяч людей, претендующих на то, что они могут обучать, скажем, бизнесу других людей с высшим образованием с помощью методик: гештальта; НЛП; коучинга; эмоционального интеллекта; спиральной динамики и Open Space - не смогли на наших конференциях привести 1 (прописью – одного!) примера решённых ими небанальных задач в области бизнеса.
Для сравнения – вот примеры небанальных решений: так П.Л. Капица боролся с опозданиями на работу, а вот так А.Г. Невзоров очистил свой загородный участок от гвоздей.
Итог: всего 5-7 % отечественных тренеров-консультантов работают более-менее профессионально, если их не просить решать небанальные задачи [ссылка].
Профилактика подобных эффектов в смежной области: насмотревшись на деградацию множества талантливых людей, педагоги отечественных театральных вузов с первого курса глушат у студентов болезнь «звёздности». Да, звёздность опасна. И для актёра / режиссёра, и для их окружения.
И ещё. Убогие научные модели, если ими заниматься преданно и долго в стиле «научного фельдшеризма», ломают судьбы. Не только научные, но и человеческие тоже.
А в каком университете действительно учат моделировать сложные явления?..
4. Вненаучные факторы – двигатель лженауки!
А.Б. Соколов: А что Вы можете сказать об искушениях, подстерегающих выпускников университетов?
Вот фраза из беседы с молодой женщиной из культурной столицы: «Работать в нашей школе с детьми алкоголиков? Нет! Мой молодой человек – китаевед, поэтому он не работает, переводит своих любимых поэтов, но должен два раза в год посещать свою духовную родину, так что я работаю коучем».
В приведённой реплике можно выявить несколько контекстов:
- затравка целой судьбы русской женщины;
- заготовка полезного упражнения по логике для старшеклассников;
- простенький кейс для начинающих психотерапевтов;
- и… гигантский ресурс для лженауки.
Так, если диванному китаеведу захочется припадать к духовной родине раз в квартал или достойно издать за свой счёт переведённые им вирши старины Бо Цзюй И, а для этого его женщине нужно будет заняться плагиатом, компиляцией, сверхрекламой своих услуг, плавно переходящей в обман, то, увы, высока вероятность, что это будет сделано.
(Для читателей: если кого-то задело здесь слово «женщина», пожалуйста, замените его на «мужчина» или вообще на абстрактное «N»).
В контексте нашего интервью важнее другое: в среднем, как правило, вненаучные факторы влияют на научную деятельность сильнее, чем научные.
На мой взгляд, уже несколько десятилетий «простаивает» научная тема: «Типовые риски в научной деятельности». Перечислю несколько – при чтении они кажутся полуочевидными, но масса неглупых людей подобные ошибки реально совершает.
Риск-1: Отсутствие второй профессии. Непрогнозируемый карьерный сбой, и возникает вопрос: а чем я-любимый ещё могу заниматься? (замечу, что Г.С. Альтшуллер всегда советовал творческим людям не доверяться царству-государству и иметь минимум две профессии).
Риск-2: Накопленные с детства и юности ошибки. Ошибки делают все, но именно неудачники – в том числе в творческой деятельности – их накапливают. Например, человеку уже 30-40 лет, он преподаёт в университете студентам, но навыков анализировать прочитанное, выдвижения гипотез, изложения своих результатов общедоступным языком нет. Естественно, человек изобретает систему самооправданий, почему он этого делать не должен.
Риск-3: Неконкурентоспособность, с точки зрения коммерциализации, традиционной науки «по правилам» по сравнению с деятельностью «оккультятников» – мы об этом говорили в самом начале.
Риск-4: Научный руководитель – увы, мелкач, интриган и стратегический неудачник.
Риск-5: По политическим причинам научная специализация становится невостребованной, непопулярной или плохо финансируемой государством. Например, на фоне существующей государственной политики в межэтнической сфере этнографические исследования, не совпадающие с «генеральной линией», оказываются «в загоне». И т.п. ещё несколько десятков рисков.
А.Б. Соколов: Известен ли Вам обратный ход событий: лжеученый превращается в учёного?
Мне такое неизвестно. И объяснить могу так: деятельность приличного учёного – это не один, а система ходов в течение многих лет. Деятельность лжеучёного это тоже система, но другая. То есть, наверняка бывали случаи, когда из-за стечения обстоятельств у лжеучёного появлялись шансы. Но он не шёл по лестнице познания вверх, а спускался вниз. Так легче. И вообще – деградировать легко, как говорят биохимики: автокаталитично.
5. СМИ как источник соблазнов для лжеучёных
А.Б. Соколов: Продолжим тему социальных искушений и соблазнов. Как Вы оцениваете роль СМИ?
Был случай: я написал несколько строчек в Internet о том, как именно Ури Геллер гнёт ложки. Комментарий обнаружили московские ТВ-редакторы и пригласили меня пояснить это в эфире нешуточного телеканала. Я был в Санкт-Петербурге и попросил московского знакомого, инженера, Илью Васильевича Храмцова, сходить вместо меня.
Первое, что он увидел: примерно 1/3 студии составляли подсадные зрители, возможно оплаченные, возможно искренне скрашивающие свой досуг (возраст – далеко за 50), но точно общающиеся между собой не первый день.
Этим людям бригадиры в свойской манере поясняли, в какой момент публичного блефа Ури Геллера нужно задать или выкрикнуть тот или иной вопрос, а также когда у них должны пойти выданные им только что «сломанные» часы (Ури Геллер начинал с торговли исправными будильниками) и какую реплику свежеиспеченная хозяйка часов должна кричать (что-то пошло не так, женщина, действующая по заданной программе, раз пять пыталась привлечь внимание Геллера, и бригадиру пришлось вмешиваться и жестами и шипением отзывать своего агента из его миссии). Сидевший недалеко от И.В. Храмцова известнейший астролог обсуждал с коллегой из эзотерического института не вопрос, гнёт ли Геллер ложки на самом деле, а то, как его «надо поддержать в любом случае!». Дискуссия с приглашёнными экспертами велась не конструктивно, а с использованием агрессивной, враждебной лексики. Известные братья-фокусники выкрикивали гневные реплики в адрес парня-фокусника, которого пригласили в студию продемонстрировать аналогичное «чудо», но только в виде обычного фокуса. Смысл этих реплик был – что это непрофессионально, это недопустимое поведение, это нарушение цеховой солидарности, это попытка примазаться к славе мэтра и нажить на этом капитал. Разумеется, вопрос о том, чудо это или нет, вообще перед фокусниками не стоял…
Бог телевизионщиков – рейтинг. Но для учёных появилась новая исследовательская тема:
«Оценка социального вреда от шлюховатых (разного пола и во многих смыслах) телеведущих и передач».
У знакомых программистов из Минска был замысел написать программу, организующую труд драматурга. В силу случайных обстоятельств, мотивируя тем, что это нужно «для перца» они, хохоча, закачали в программу монографию по половым девиациям (отклонениям). Больше они ничего не успели сделать – о продукте через общих знакомых прознали остроухие московские ТВ-продюсеры и купили недоделанную и не оттестированную программу для производства сериалов, поскольку, цитирую: «Много извращений - это хорошо!» (Для их контекста - оплаченного насаждения убожества - да).
Чтобы покрасоваться на ТВ-экране масса людей готовы самоназвать себя «экспертами». Например, так: «Единственный в мире эксперт по мамонтам-гомосексуалистам»…
Известность такому в непрофессиональной среде гарантирована.
Группы проекта VIKENT.RU в социальных сетях: