Аркаим настоящий и вымышленный
От редактора: Иван Семьян – челябинский археолог, занимающийся экспериментальной археологией эпохи палеометалла и каменного века. В данной статье Иван делится мыслями о том, каким образом замечательный историко-культурный заповедник «Аркаим» стал «меккой» неоязыческого и эзотерического движений, и о том, что же с этим теперь делать.
От Аркаима археологического…
Аркаим является одним из 25 найденных на сегодняшний день укрепленных поселков оседлых скотоводов среднего бронзового века. Вместе с некрополями данные памятники составляют синташтинскую археологическую культуру Южного Зауралья и Северного Казахстана, для которой получены радиоуглеродные датировки XXI-XVIII века до н. э. Синташтинская культура демонстрирует очень высокий уровень металлургии и металлообработки меди и бронзы, большую концентрацию металлических предметов, в том числе оружия. Исследователи обычно относят данный круг памятников к индоевропейскому миру.
Об истории научного открытия Аркаима написано много, в том числе моим научным руководителем, доктором исторических наук, профессором, Епимаховым Андреем Владимировичем. Материалы Аркаима частично опубликованы в научной литературе и в ближайшем будущем должна выйти монография первооткрывателя памятника, моего первого учителя – доктора исторических наук Геннадия Борисовича Здановича.
… к Аркаиму эзотерическому
Проблема того, каким образом Аркаим стал «местом силы», своеобразной «меккой» неоязыческого и эзотерического движений, не входит в круг компетенций археолога и является предметом многих религиоведческих, культурологических или социологических исследований. Однако скажем об основных моментах.
Интерес неоязыческих и эзотерических сообществ к знаменитым археологическим памятникам – естественное явление, достаточно вспомнить английский Стоунхендж с его неодруидами и викканами или мезоамериканские храмы с их неошаманами. «Эзотерическое освоение» Аркаима началось в 1991 г. с визита Тамары Глобы и на сегодняшний день достигло катастрофических масштабов. Достаточно запустить любой поисковик в интернете и среди первых десятков ссылок вы увидите в основном эзотерические, неоязыческие, паранаучные и националистические сайты. Можно констатировать, что романтизированный образ Аркаима играет в сознании общественности более существенную роль, чем историческое знание о нем.
Я очень люблю Аркаим. С разными задачами я посещаю это место вот уже почти 10 лет. Когда я был студентом, толпы эзотериков и мистиков, гуру и экстрасенсов казались мне забавными. Для меня и моих товарищей коллекционирование псевдонаучных и мистических историй было своеобразным развлечением. Несколько лет спустя ко мне пришло понимание того, что большое количество людей, пытающихся залечить свои несчастья в обстановке мракобесия – это не смешно. Некоторые серьезно больные люди едут в Аркаим с надеждой на выздоровление и проводят с гуру время, которое могли потратить на нормальное лечение. Магия часто позиционируется как спасительная замена «официальной» медицины. Я знаю много хороших людей на Аркаиме, которые верят в мистику, параисторию, но страшно то, что есть маги, экстрасенсы и гуру, которые заставляют людей верить, что дают им истинное знание. За годы процветания «места силы» была сформирована многоликая неомифология и даже новая топонимика. Палеовулканы, сопки и степные холмы получили звучные имена вроде: «гора любви», «гора разума» и т. д. Всеобъемлющая атмосфера иллюзии знания и фанатичной убежденности царит сегодня на Аркаиме.
Экспериментальная археология в Аркаиме
Начало экспериментальной археологии здесь было положено Геннадием Борисовичем Здановичем, когда он занимал пост директора заповедника. С начала 90-х годов в Аркаиме работали одни из лучших экспериментаторов страны. Строились печи для металлургии и обжига керамики, реконструировались древние жилища. Одним из мастеров был известный археометаллург Игорь Алексеевич Русанов, основатель лаборатории экспериментальной археологии ЧелГУ, этим занимался и его ученик, мой друг, коллега и наставник в археометаллургии – Владислав Геннадьевич Савин, ныне заведующий лабораторией. Мне было известно, что на мастер-классы археологов-экспериментаторов аркаимские туристы идут с меньшей охотой, чем на семинары по мистике. Однако я состоял в движении исторической реконструкции, неоднократно участвовал в различных фестивалях и мастер-классах по древним ремеслам и оптимистично полагал, что если приеду на Аркаим с мастер-классом по литью бронзы по синташтинской технологии, то люди, несомненно, проявят живой интерес. Я ошибался.
Реконструкция vs Эзотерика. Реконструкция начинает и …
Объявление о мастер-классе 3 раза в день звучало по громкоговорителю, и было вывешено в графике экскурсий заповедника. И самое главное – я самостоятельно звал на семинар людей, проходивших мимо музея древних производств. Абсолютное большинство отвечало что-то вроде: «Нам такое не интересно. Мы приехали на горы семьей заряжаться энергией». В итоге на яркий и зрелищный мастер-класс по аутентичному литью бронзового оружия и украшений приходило 2, 3, 5, очень редко 6 человек. А рядом 50-100 человек платили немалые деньги за возможность общаться с гуру и ходить по магическим горам в поисках энергетических столбов и торсионных полей. Чувство сюрреализма происходящего, абсурда не покидало меня.
Тайное знание официальных ученых
Тем не менее, я знаю, что поработал на Аркаиме в этом сезоне не зря. Многие люди шли на мои мастер-классы ради полемики. Перед началом мне часто говорили: «Сразу не верю, люди не могли это сделать без инопланетян», «Славяноарии были высокоразвитой ведической империей тысячи лет», или «Ученые скрывают, что сначала был железный век, а потом бронзовый». Имея для таких случаев определенную закалку, я, прежде всего, отвечал, что понял точку зрения оппонента, но поскольку люди пришли на мое мероприятие, то я изложу и свою, а люди сами сделают выводы. Эта постановка всех устраивала. На мастер-классе я старался дать представление не только о синташтинской культуре, но и об археологии, хронологии, эпохе бронзы в целом. После занятия зрители успокаивались, благодарили. Люди были самые разные, со всех уголков страны и даже ближнего зарубежья, но с одними и теми же заблуждениями в головах. Больше всего впечатлил отзыв одного мужчины: «Я много раз приезжал сюда, чтобы купить хороших книг, получить скрываемые знания. Как хорошо, что я попал на ваш мастер-класс, а то никогда бы и не узнал про всё это. Получается у вас тоже почти тайное знание».
Гротеск ситуации в том, что из-за упадка научно-популярной сферы для многих людей знание научное, «официальное», кажется якобы повсеместно распространённым и легкодоступным. А тонны паранаучной и эзотерической литературы на базаре - уникальным редким материалом. Славяно-арийские волхвы тысячелетия передавали тайные знания, скрываемые наукой – теперь любой может посмотреть их на Youtube...
Потенциал настоящего Аркаима
Я знаю, что я не первый и даже не тысячный человек, которого возмущает вышеописанная ситуация. Важно сказать о том, что для меня является самым существенным. О потенциале Аркаима, как парка открытой археологии и живой истории.
Что такое открытая археология? Это, попросту говоря, наглядная демонстрация того, как жили люди в древности, и прежде всего воссоздание древних технологий. Строительство археопарков, целых аутентичных поселений, является общепринятой практикой во многих странах. Центры живой истории возникают в Европе и США начиная с 50-х годов. Комплексный подход в создании экспозиции, грамотная музеефикация достопримечательностей способствует развитию внутреннего туризма, а также является идеальной формой просвещения и экологического воспитания. Это принципиально новая, интерактивная модель подачи археологического наследия. Важно, что помимо просвещения детей и взрослых, такой парк может стать научно-экспериментальным полигоном для специалистов-археологов.
У Аркаима всегда был, есть и вероятно будет потенциал для того, чтобы стать подобным парком. Там есть на что посмотреть! Реконструкция кургана раннего железного века «Темир», жилища медно-каменного века, музей древних производств, казачья усадьба, последняя в Зауралье огромная мельница голландского типа, исторический парк погребальной культуры, замечательный музей «Природы и Человека» с постоянно обновляющимися выставками о последних археологических находках, ну и конечно сам памятник – Аркаим. Многие туристы даже не знают про эти объекты, и полагают, что окружающий их эзотерический базар и есть Аркаим. Настоящими героями, «белыми магами» Аркаима является команда заповедника, которая каждый день сражается за то, чтобы Аркаим оставался культурно-историческим, просветительским центром. Директор музея «Природы и Человека» Мария Раильевна Макурова, ее муж, археолог Юрий Сергеевич Макуров, руководитель отдела популяризации культурного наследия Екатерина Юрьевна Кисленко, заместитель директора по науке Геннадий Борисович Зданович, старший научный сотрудник Татьяна Сергеевна Малютина и многие другие каждый день ведут неравный бой за умы людей с шарлатанами, частными эзотерическими центрами, «альтернативными историками». Директор заповедника Екатерина Ивановна Сластухина, несмотря на широкий круг обязанностей, уделяет большое внимание работе научной команды.
В заключение
Я написал эту заметку потому, что хочу помочь настоящему Аркаиму. О нем нужно говорить. Только так мы можем помочь команде заповедника выровнять баланс сил – а силы, как я сказал выше, неравные. Я призываю вас делиться информацией об Аркаиме со своими друзьями и родными! Пусть люди приезжают в настоящий Аркаим.