Новости антропологии
21.07.2011
Автор: А. Соколов

Бабушки кроманьонцев, неандертальские Х-хромосомы и кожа из Малапы

В антропологическом мире то пусто, то густо. Сразу несколько июльских новостей короткой строкой.

Реконструкция Австралопитека седибы. Фото из обсуждаемой статьи в National Geographic

Скелеты подростка (слева) и самки (справа) из Малапы. Уникальная сохранность! Фото из обсуждаемой статьи в National Geographic

Палеоантрополог Кристиан Карлсон изучает результаты компьютерной томографии черепа A.sediba. Виден виртуальный эндокран. Фото из обсуждаемой статьи в National Geographic

Тот самый шимпанзе с АК-47

Мы только что опубликовали подробный обзор А.П.Бужиловой на тему продолжительности жизни древних человеческих популяций. Как бы перекликаясь с нами, публикация на эту же тему (правда, несколько более «попсовая»), появилась в Scientific American.

Автор - Рэйчел Каспари, антрополог из  Central Michigan University -  пишет о феномене долгожительства, который, судя по всему, в истории человечества появился совсем недавно. Рэйчел и ее коллеги пришли к выводу, что вплоть до верхнего палеолита нашим предки, как правило, не доживали до рождения своих внуков. И существование "бабушек и дедушек" стало обычным делом не ранее 30 тысяч лет назад.

В частности, среди  ранних неандертальцев Крапины (которых Рэйчел Каспари тщательно изучала много лет), судя по особенностям их зубов, никто не перешагнул рубеж в 30 лет – а ведь в Крапине  найдены останки нескольких десятков индивидов…

Не надо забывать, что упомянутые неандертальцы  Крапины высоковероятно являются жертвами каннибализма, так что вряд ли крапинскую группу можно считать «статистически достоверной серией» с точки зрения оценки продолжительности жизни…

Надо отметить и существующую проблему корректной оценки возраста ископаемых гоминид, ростовые процессы которых, вероятно, отличались от наших. См. например, статью М.Б. Медниковой про неандертальского подростка Ле Мустье 1, возраст которого получался весьма различным в зависимости от того, какие части скелета использовались для оценки:

«В итоге был получен парадоксальный результат: зубной возраст Ле Мустье 1 был 15,5+1,25 лет. Однако ветви седалищной и лобковой костей еще не срослись (у современного человека процесс прирастания этих элементов обычно завершается к 9 годам, хотя и есть исключения). Кроме того, и размеры тела индивидуума соответствуют параметрам 10-летнего ребенка Homo sapiens…»

Короче говоря, исследователи решили оценить, какой процент представителей ископаемых человеческих популяций доживал до 30.  С этой целью была собрана статистика по гоминидам за последние 3  миллиона лет (начиная от австралопитеков, и заканчивая кроманьонцами, населявшими Европу между 30 000 и 20 000 лет назад). В анализ вошли останки 768 индивидов.

Результат?

Увы: почти все 3 миллиона лет жизнь наших прародителей была яркой, но короткой. В частности, по собранной статистике, на 10 неандертальцев, умерших между 15 и 30 годами, приходилось только 4 «пожилых», т.е. перваливших за 30-летний рубеж.

И только 30 тысяч лет назад ситуация меняется: среди сапиенсов  Европы уже 20 «пожилых» на 10 молодых.

В общем-то, такая картина была известна и ранее. См., например, таблицу 1.1  в уже упомянутом обзоре. Кстати, обратите внимание  на то, что и в популяциях Homo sapiens эпохи мустье (т.е. среднего палеолита) продолжительность жизни выше, чем в неандертальских, хотя и не дотягивает до 30 лет.

Исследователи оставляют за кадром причины такого увеличения продолжительности жизни, и размышляют об эволюционных  преимуществах долгожительства сапиенсов   (плюс к «шарообразным» мозгам,  длинному детству, выносливости при беге и т.п.). Возможно, именно появление бабушек и дедушек («носителей  культуры»), их устойчивых взаимоотношений с внуками, формирование более многочисленных семей и т.п. привело в итоге к возникновению новых традиций, стало движущей силой для прогрессивных технологий и даже форм искусства… «Ведь чем старше, тем мудрей» – заключает Рэйчел Каспари. Хм, хотелось бы в это верить…

Немного палеогенетики

В это же время в журнале Molecular Biology and Evolution появилась статья, авторы которой приводят еще одно доказательство смешения между неандертальцами и НЕ-африканскими популяциями Homo sapiens.

Замечательно, что их результаты основаны на исследованиях, проведенных почти 10 лет назад (т.е. задолго до расшифровки ядерного генома неандертальца).  Объектом внимания учёных тогда стал сегмент Х-хромосомы dys44 (если кому-то интересно,  это интронный участок гена дистрофина, длиной в 8 тысяч нуклеотидных пар; dys44 является хорошим маркером при изучении эволюции человеческих популяций).

После расшифровки неандертальского ядерного генома, раз уж появилась такая возможность, исследователи взяли данные по сегменту dys44 для выборки аж в 6092 человека (со всех уголков планеты!),  сравнили с аналогичным участком генома неандертальцев -  и нашли интронные последовательности, аналогичные неандертальским, у большинства современных людей, за исключением  жителей Африки.

По мнению авторов, присутствие данного гаплотипа у неафриканских популяций - это еще одно независимое подтверждение того, что неандертальцы и наши прямые предки скрещивались вскоре после выхода сапиенсов из Африки – вероятно, на Ближнем Востоке.

Как насчет кожи австралопитека?

А на сайте National Geographic только что появилась большая статья "Malapa fossils" – про экстраординарные находки останков Australopithecus sediba в Малапе. Самое интересное в этой статье:

1.  Фото новой реконструкции Австралопитека седибы (см. справа вверху).

2.  Пишут, что в Малапе найдены останки уже 4-х гоминид. Мы знали только о 3-х – самке, подростке и младенце. Кто же четвертый?

3. Пишут о том, что на верхней части черепа подростка и на челюсти самки, вроде бы, сохранились некие фрагменты кожи (!!??) И по ним исследователи хотят попытаться определить, какова была плотность потовых желез у австралопитеков, и какой у них характер растительности на лице…

4. Пишут про анализ виртуального эндокранаГипсовый или другой слепок внутренней полости черепной коробки. Благодаря сохранности отпечатка борозд, извилин и крупных сосудов эндокран используется для реконструкции некоторых особенностей мышления древних людей и строения их органов чувств. подростка. Обнаружена  ассиметрия между левым и правым полушариями мозга седибы - а ведь это отличительная особенность человека. И есть намеки на выпуклость в области зоны Брока…

Переходя к совсем уж летним новостям

Немало шума в Интернете наделала "вирусная" кампания, организованная создателями нового фильма «Восстание планеты обезьян».

6 июля  на Youtube появился якобы любительский  ролик, в котором шимпанзе палит из Калашникова по разбегающимся в ужасе чернокожим солдатам. Ролик вызвал дискуссии (в том числе в Рунете, и даже на нашем Палеонтологическом форуме) на тему: «взапраду это или понарошку»?

В принципе, я всё сказал, «Rise of the Planet of the Apes» выйдет 7 августа, приятного просмотра. Судя по трейлерам, энергичные обезьяны всем покажут кузькину мать.

P.S. Не стал размещать здесь уже замыленный сюжет про АК-47. Смотрите другой ролик, судя по всему, подготовленный той же кино-бригадой – шимпанзе  рубится в компьютерную «стрелялку»:

«По словам одного этнографа, - пишет М.И. Стеблин-Каменский, - какие-то ди­кари, когда их пытались убедить в том, что обезьяны не могут быть людьми, раз они лишены дара речи, возражали, что обезьяны притворяются неговорящими, чтобы их не заставили работать, так что они, конечно, не только люди, но ещё и очень хитрые люди».

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984 г., с. 7. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.