English Deutsch
Новости
Новости антропологии
22.01.2012
Автор: А. Соколов

Орангутан – хороший охотник?

О роли мяса в эволюции человека сказано много. Как бы ни было неприятно некоторым вегетарианцам… велика она, эта роль. Но когда произошел поворот к мясу, и благодаря чему он произошел? Считается, что прежде всего у наших предков должны были появиться каменные орудия для разделки добычи (а не для охоты, т.к. ранние гоминиды, вероятно, были падальщиками).

Самка орангутана Йет с тушкой только что убитого медленного лори. Кадр из видео-приложения к обсуждаемой статье

Совместное поедание добычи с дочкой Йени. Кадр из видео-приложения к обсуждаемой статье

Дочка тянет к себе. Мама не в восторге. Кадр из видео-приложения к обсуждаемой статье

Идиллия. Кадр из видео-приложения к обсуждаемой статье

От добычи осталось немного. Кадр из видео-приложения к обсуждаемой статье

Некоторые специалисты, например, приматолог Ричард Рэнгем, считают, что переход на мясной рацион невозможен был без использования огня. 

Если взять Homo erectus (которому, предположительно, в день нужно было потреблять около 2500 килокалорий) и ту скорость, с которой современные шимпанзе поедают  мясо (примерно 400 килокалорий в час), то получится, что эректусы должны были тратить на пережевывание сырого мяса половину 12-часового дня! 

Короче говоря, без термической обработки тут никак. (Правда, недавние исследования говорят о том, что люди стали регулярно использовать огонь довольно поздно - см. новость здесь).

Мы знаем, что поедание мяса  практикуется и некоторыми другими приматами, например, капуцинами и бабуинами. Хорошо изучено охотничье поведение шимпанзе.  Конечно, животная пища не является основой их рациона. 

Зачем им вообще охотиться?

На этот счет было  выдвинуто целых 5 гипотез:

1. гипотеза нехватки пищи,

2. гипотеза «мясо в обмен на секс»,

3. гипотеза избытка питания,

4. гипотеза социального объединения самцов,

5. гипотеза увеличения обзора.

Гипотеза 1 («нехватка пищи») упоминается чаще всего. Вроде бы, логично: охотятся шимпанзе «с голодухи», в сезон, когда их традиционная пища – фрукты и листва – скудеет. Как ни странно, факты эту гипотезу не подтверждают. С одной стороны, действительно, шимпанзе активно охотятся в течение сухих сезонов. С другой стороны,  как минимум 3 исследования показали  обратное: охота происходила на фоне изобилия фруктов!  (что говорит в пользу гипотезы 3  - «избыток питания»).  В сообществах шимпанзе Гомбе и Нгого обилие пищи приводило к увеличению размеров групп – вроде бы, вот и оно, «социальное объединение самцов» (гипотеза 4). Но в сообществе Kanyawara в урожайные сезоны охотничье поведение учащалось, даже если размер группы не менялся. При этом самцы делились мясом с самками, но никакого секса взамен не получали (значит, гипотеза 2 не годится). Нельзя сбрасывать со счетов гипотезу 5 – «увеличение обзора». Показано, что шимпанзе охотятся чаще в редколесье, где видимость лучше и обзор дальше, чем в сплошном лесу. 

И орангутаны туда же!

Не так давно удалось выяснить, что орангутаны острова Суматра тоже иногда охотятся. Правда, судя по всему, делают это они очень редко (а для орангутанов Борнео такое поведение вообще не зафиксировано). Основной объект охоты орангутанов – медленные лори. 

Большой медленный лори (Nycticebus coucang coucang) - подвид толстого лори. Эти приматы ведут скрытный, ночной образ жизни; питаются преимущественно фруктами. Интересно, что слюна медленного лори  имеет сильный неприятный запах и может быть токсична. Струя едкой жидкости – химическое оружие, используемое этим медлительным существом для защиты от хищников.

Если у шимпанзе охотятся в основном самцы, то у орангутанов – картина иная: из 5 особей, замеченных за этим занятием, 4 самки и только 1 самец. Всего с 1997 по 2009 г. было замечено 9  случаев охоты орангутанов на  медленных лори.

Авторы статьи, опубликованной только что в International Journal of Primatology, в 2007-2008 гг. лично наблюдали 3 случая орангутаньей охоты. Исследователи тщательно зафиксировали все детали, и даже засняли процесс на видео! (которое прилагается к электронному варианту статьи).

Во всех 3-х случаях охотником выступила одна и та же взрослая самка (по имени Йет), а поедать добычу охотнице помогала ее дочь-подросток (Йени). Охота всегда происходила так: Йет отклонялась от своего привычного маршрута, залезала на дерево (где находилась жертва) и сбрасывала лори вниз, а затем спускалась и добивала животное укусом в голову. Видимо, такой способ охоты позволяет орангутану избежать неприятностей, связанных с ядовитой слюной лори.

Хотя мать поедала добычу на пару с дочерью, но сама не спешила делиться; инициатива всегда исходила со стороны Йени. Мамаша лишь милостиво позволяла юной орангутанке участвовать в трапезе, а в некоторых случаях даже оказала некоторое сопротивление.  Медленный лори, которого они совместно съедали, весил около  800 г.

Как орангутаны находят добычу?        

Поскольку во всех случаях Йет для охоты сворачивала с привычного пути, можно сделать вывод, что она действовала целенаправленно, т.е. встреча с лори не была стечением обстоятельств.  Медленные лори – скрытные ночные существа; днем они спят, спрятавшись в дупло или в щель в дереве.  Возможно, орангутан специально высматривал подходящие для спящих лори места. Кроме того, Йет могла находить добычу по пахучим меткам, которыми эти приматы метят территорию. 

Почему орангутаны охотятся?

Далее исследователи размышляют о том, какая из 5 известных гипотез (перечисленных выше) подходит для случая орангутанов. 

Авторы честно предупреждают: выборка, конечно, очень небольшая, поэтому делать выводы нужно с осторожностью. 

Гипотезы «мясо в обмен на  секс» и «объединение самцов» сразу отпадают (как говорится, «спасибо, Кэп!»). Орангутаны живут в тропическом дождевом лесу, где листва круглый год плотно закрывает всё вокруг – так что гипотеза «увеличения обзора» также не годится. А вот вариант «нехватки пищи» вполне вероятен: все  предыдущие известные случаи поедания мяса орангутанами приходились на низкоурожайные годы. Поэтому авторы специально проверили, какова корреляция между количеством пищевых ресурсов (фруктов) и случаями охот на лори (для всех эпизодов, для которых эта информация доступна). Наблюдения подтвердили, что орангутаны действительно охотились существенно чаще в периоды фруктового дефицита. 

Жевать – не пережевать…

Авторы подсчитали, с какой скоростью (в граммах и в калориях в час) орангутаны поедают мясо. Оказывается, делают это они  вдвое медленней, чем шимпанзе: 161 г или 185 ккал в час, против 348 г или 400 ккал в час у шимпанзе.

А по некоторым данным, шимпанзе могут лопать мясо со скоростью до 2 кг в час!  Возможно, причина – в том, что шимпанзе существенно более социальны, чем орангутаны. Охотятся  шимпанзе группой; рядом, как правило, находится множество желающих отобрать добычу, поэтому жевать надо быстро-быстро. 

По мнению исследователей, орангутаны по массивности своих челюстей и некоторым особенностям зубов могут быть в большей степени сопоставимы с австралопитеками, чем шимпанзе, зубная система которых ближе к Homo erectus

Оставим это утверждение на совести авторов.

Поэтому полученные данные можно попробовать перенести на австралопитеков и посчитать: сколько времени пришлось бы австралопитеку жевать мясо, чтобы набрать свою суточную норму калорий (при смешанной растительно-мясной диете).

Австралопитек африканский, предположительно, должен был ежедневно получать 1202–1507 ккал. Если взять полученные для орангутана цифры (185 ккал в час), и предположить, что австралопитек получал 25% всех калорий из мяса (а 75% - из листьев, плодов, насекомых и т.п.), то он должен был ежедневно жевать мясо в течение 2 часов.  

Предполагается, что австралопитеки  жили группами (подобно шимпанзе и в отличие от орангутанов). Если охотились они сообща, то  затраты времени на добывание пищи сокращались. Возможно также, в процессе социализации гоминидыГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. и жевать стали быстрее (что мы наблюдаем у шимпанзе). Таким образом, если у ранних гоминид мясо составляло четверть рациона, то время, затрачиваемое на его поедание, не должно быть очень велико.

В конце концов, не мгновенно же наши предки перешли на мясо! Для существ, не являющихся специализированными плотоядными, потребление слишком большого количества животного белка вообще опасно. Короче говоря, о необходимости термической обработки пищи можно будет говорить лишь тогда, когда будет доказано, что у ранних Homo и у Homo erectus мясо составляло более 25% рациона, – заключают авторы.

Источник:

Фрагмент видео (с сайта http://www.newscientist.com/):

См. также:



Интересно

"Сколь часто антропологу приходится завидовать зоологу, который может убить или приказать убить материал для своих исследований!.." 

Н.Н. Миклухо-Маклай,1879 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU