Новости антропологии
09.05.2012
Автор: С. Дробышевский

Блондины Соломоновых островов: европейцы ни при чем

Человечество разнообразно. Оно разнообразно в гораздо большей степени, чем это кажется на первый взгляд. Лишнее подтверждение этой истины появилось в ходе исследования меланезийцев, жителей Соломоновых островов.

Меланезиец-блондин (Соломоновы острова). Источник: http://anthropology.net/

Еще блондины с Соломоновых островов. Источник: http://www.forumbiodiversity.com/

Уже давно было известно, что среди меланезийцев довольно часто встречаются люди с белокурыми или даже золотистыми волосами. Происхождение их объясняли по-разному. Исследователи XIX века говорили о том, что волосы островитян покрашены коралловой известью. Другие предполагали, что волосы быстро выцветают от тропического солнца и морской солёной воды, в которой плещутся местные жители. Более хитроумные предположили, что посветление обусловлено диетой, богатой рыбой. Наконец, как обычно в таких случаях, не обошлось без рассуждений о примеси европейской крови.

Вообще-то, ещё в середине XX века серьёзные антропологи писали о том, что светлый цвет волос неоднократно возникал независимо в изолированных популяциях чуть ли не по всему миру. Известны белокурые австралийские аборигены, индейцы, эвенки, горцы Кавказа, Атласа и Гиндукуша. Влияние европейской примеси обоснованно отвергалось во всех этих случаях, а появление относительно светловолосых популяций связывалось с эффектами основателя и бутылочного горлышка (см. про них на нашем портале). Европейская светловолосость уникальна лишь своим огромным ареалом и высокой частотой встречаемости.

Однако, одно дело – рассуждать о генетико-автоматических процессах, а другое – обнаружить конкретный ген, ответственный за посветление волос. Этим и занялась международная группа генетиков. Случай меланезийцев замечателен тем, что у них встречаются лишь два варианта цвета волос: чёрный и белый. Поэтому исследователи сразу предположили наличие лишь одной простой мутации в одном гене. Осталось "всего навсего" найти её и подтвердить догадку. Для этого пришлось собрать образцы слюны и волос у 1209 островитян. Из этого богатства в дело, правда, поначалу пошли лишь 43 "блондина" и 42 "брюнета".

Предположение, конечно, замечательно оправдалось.

Среди островитян 10% блондинов, но 26% имеют рецессивную мутацию гена синтеза белка, определяющего пигментацию волос. Результат был проверен уже на 918 меланезийцах Соломоновых островов и 941 жителе других частей планеты. "Соломонова" мутация оказалась простой, но не встречается более нигде в мире. Пресловутые вездесущие викинги Тура Хейердала, видимо, проплыли мимо Меланезии (торопились на остров Пасхи или в Южную Америку?); с другой стороны, меланезийцы тоже не особенно разбредались со своего тропического рая.

Что ж, предположения, высказанные более полувека назад, блестяще подтвердились. Светлые волосы светлым волосам рознь! Изоляция и полиморфизм творят чудеса. Осталось генетикам проанализировать гены кабилов, манданов, аранда, эвенков и ханза...

• Kenny E.E., Timpson N.J., Sikora M., Yee M.-Ch., Moreno-Estrada A., Eng C., Huntsman S., Burchard E.G., Stoneking M., Bustamante C.D., Myles S. Melanesian Blond Hair Is Caused byan Amino Acid Change in TYRP1 // Science, 2012, V.336, p.554.

Нашу неполную адаптацию к прямохождению сопровождают многие болезни, включая боль в ни­жней части спины, варикозные ве­ны, грыжи и проблемы со ступнями. Пожалейте беднягу, у которого в конце концов появляется все это.

Роберт Дж. Мейер. Предыстория человечества. М., АСТ: Астрель, 2006, с. 59.